—ветлана  рузе, директор –остовского областного музе€ изобразительных искусств: «Ќаша коллекци€ хороша прежде всего тем, что в ней очень мало ненужного»
—ветлана  рузе, директор –остовского областного музе€ изобразительных искусств: «Ќаша коллекци€ хороша прежде всего тем, что в ней очень мало ненужного»

Ќести искусство в массы – их пр€ма€ об€занность, главное, чтобы массы хотели это искусство принимать. Ќо далеко не каждый житель столицы юга –оссии знает, например, что в областном музее изобразительных искусств выставлено полотно, к которому приложил руку сам –убенс; что там можно полюбоватьс€ работами јйвазовского и Ўишкина... ¬ наш прагматичный век, пока под картиной не будет вывешена информаци€ о ее ценовых перспективах аукционов Sotby's и Christie's, трудно убедить посетител€ в ценности представленной экспозиции. ’от€, с другой стороны, именно благодар€ раскрученности ƒали и √ойи два года назад –остов увидел работы этих гениев, а сейчас принимает выставку Ўагала. Ћюди готовы платить за возможность увидеть то, за что другие – очень богатые люди – готовы платить немыслимые деньги; прикоснутьс€ к бесценным экземпл€рам, посто€нно растущим в цене. ќб искусстве, его цене и ценности 161.ru побеседовал с директором –остовского областного музе€ изобразительных искусств —ветланой  рузе

—ветлана ¬алерьевна, успех выставки √ойи и ƒали показал, что ростовский зритель готов к великому. Ќо другого гени€ – Ўагала – мы видим только через два года. ѕочему?

– ƒаже крупные музеи жалуютс€: очень трудно сейчас стало работать и привозить выставки. Ёто очень дорогое удовольствие. ƒа, выставка √ойи и ƒали прошла успешно, но сколько было проблем при ее организации – это трудно описать. Ќачина€ от таможни и заканчива€ перевозкой. ¬едь коллекци€ пришла к нам из √ермании, из частных коллекций, поэтому было необходимо провести ее таможенное оформление, оставить многомилионный залог за картины. ќн потом, конечно, возвращаетс€, но все равно – эти деньги ведь надо где-то вз€ть. ’орошо, что часть проблем вз€ла на себ€ компани€, котора€ выступила организатором выставки. ќни не хот€т озвучивать цифры, но это очень большие деньги. „астично залог внес –айффайзенбанк, частично – сам коллекционер.

»ными словами, кабы не бизнесмены, не видать нам работ гениев?

– ”вы, но это так. ” нас есть целевые программы, которые оплачивает федеральное министерство, но их хватает далеко не на все. ¬от сейчас € зан€та идеей проведени€ ёжно-российского биенале художников. ќчень не хочу рассказывать об этом заранее, но посудите сами: чем мы хуже других городов? ѕочему бы нам раз в два года не проводить биеналле современного искусства на базе наших прекрасных выставочных залов.

ј зачем? Ёто же тусовка дл€ посв€щенных, что она даст р€довому жителю города?

– Ћюбой город должен сам формировать социокультурную среду, в которой предстоит расти его дет€м. ¬от о –остове люб€т говорить, что город – купеческий, здесь интересно только коммерческое искусство, и что современные художники донские стараютс€ работать только в этом направлении – пишут интерьерные работы и пр. Ќа самом деле у нас очень много молодых талантливых художников. ѕотенциал у города хороший. ” нас третий по численности региональный союз художников. –аботы этой старой гвардии выставл€лись на аукционах « ристи» и «—отби». я вообще уже давно выступаю за то, чтобы ввести пон€тие –остовска€ школа живописи. ѕока есть только московска€ и питерска€.  стати, “имков – известный донской художник – стал €рким представителем питерской школы... ј вообще, € €рлыков не люблю. √раницы искусства современного очень размыты. „етко различимо лишь коммерческое и некоммерческое...

¬се равно: то, о чем вы говорите в большей степени относитс€ к внутренней кухне донской живописи. ƒа, надо поддерживать местных талантливых художников и развивать донскую школу живописи. Ќо кто ее будет ценить? Ќе правильнее было бы больше времени удел€ть формированию художественного вкуса у подрастающего поколени€, просто загон€€ их в залы вашего великолепного музе€?

– ¬ этом деле – формировании вкуса – главное – это то, что дают родители и школа. ƒа, мы отметили нехорошую тенденцию: раньше к нам чаще приводили школьников. я не знаю, что случилось. “о ли дети изменились, то ли учител€. ” нас очень хорошие экскурсоводы, хорошие выставки, но все равно... —ейчас в св€зи с расширением штата € набрала много очень хороших девушек молодых, которые увлечены своей работой и умеют прекрасно ладить с детьми. ≈сть даже специальные программы работы с детьми, в садики выезжаем, с трехлетними работаем. Ќо здесь должна быть обща€ заинтересованность. я разговаривала с министром образовани€ √уськовым, он говорит: «ѕриносите свои предложени€, мы будем рассматривать». Ќо вы поймите: € не могу требовать, чтобы учител€ заставл€ли детей ходить в наш музей за деньги.

ј бесплатно? «а границей очень многие музеи пускают на свои площади школьников бесплатно. ¬идела своими глазами в американском музее школьный урок в экспозиционном зале – сид€т на полу, кружком, учител€ слушают...

– ѕоймите: мы ведь не благотворительна€ организаци€. ” нас есть план, который никто не отмен€л. ” каждого научного сотрудника есть план по посетител€м, по количеству проведенных экскурсий. Ѕесплатных посетителей ему никто не засчитает! ќн может их проводить – ради бога, но и план он тоже должен выполн€ть.

ѕлан?! ” сотрудников государственного музе€ изобразительных искусств? “о есть вы должны приносить доход?

– ” всех музеев есть финансовый план. Ќапример, надбавки и премии сотрудникам можно выплачивать только из перевыполненного плана.

” мен€ было такое представление, что заработанные от продажи билетов деньги идут на мелкие нужды музеев: там шторки новые повесить, здесь перила покрасить... Ћадно, еще с “реть€ковки или Ёрмитажа требовать план – там такие туристические потоки. Ќо с провинциального музе€-то что спрашивать?

–  онечно, мы не так много зарабатываем. » уж тем более не можем заработать на то, чтобы покупать новые экспонаты, скажем, XVIII или XIX веков. ѕри желании мы можем из этих заработанных денег брать средства на покупку картин, но цены на сто€щие произведени€ искусства – сами понимаете... ј захламл€ть музей малоценными работами не хочетс€.

 стати, а как сейчас пополн€ютс€ фонды музе€?

– ’ороший вопрос. Ѕыл подарок в 2007 году от главы компании «Ћитерѕолис» г-на јлексеева. Ёто наш спонсор, они наших молодых художников спонсирует. ќни подарили портрет девушки неизвестного художника XIX века. ћы скоро надеемс€ устроить презентацию этого полотна. ≈го уже отреставрировали, сейчас специалисты занимаютс€ реставрацией рамы. –еставраци€ – процесс небыстрый, тем более качественна€. ’отим, чтобы презентаци€ была сказочной.

Ёто вам повезло?

– ƒа, это чистой воды везение.   сожалению, меценатство здесь не очень развито. Ќо не надо думать, что это беда только провинциальных городов. Ёто обща€ проблема сейчас.

Ќо ведь фонды пополн€ть надо?  ак покупать экспонаты, за какие деньги?

– —истема така€: надо эти траты планировать заранее. ¬от недавно нам принесли и предложили блюдо. ѕросто замечательный экспонат. ƒенег нет. ћне надо их заказать в министерстве. » то: если € их запланировала еще в прошлом году. ’от€ € же не могу знать, сколько денег и на что мне понадобитьс€. ≈сли же деньги есть, пока мо€ за€вка пройдет все стадии согласовани€, продавец может передумать и продать экспонат тем, кто сможет рассчитатьс€ без лишних проволочек. ќчень сложно покупать работы у коллекционеров.

Ќо вам как директору провинциального музе€ не стыдно перед своими коллегами за то, что уже есть?  ак мы смотримс€ на общем фоне?

– „то вы! ” нас замечательна€ коллекци€. Ќесмотр€ на то, что лишь чуть больше шести тыс€ч единиц хранени€, € считаю, что у нас коллекци€ очень достойна€. ќчень хороший раздел древнерусского и русского искусства. ¬ свое врем€ сотрудники закупали не только наших, донских художников, но и выезжали в ћоскву, в —анкт-ѕетербург.   тому же у нас великолепна€ коллекци€ западноевропейского искусства, восточна€ коллекци€, котора€ еще ждет своего часа.

Ќо ведь у вас по€вились новые залы в здании на „ехова, 60. „его еще желать?

– ’ранение фондов – одна из самых актуальных проблем сейчас. ƒл€ сохранности экспонатов требуетс€ специальный режим температуры и влажности, все это должно тщательно контролироватьс€. ” нас вот проблема – надо воздух подсушивать. ¬ новом здании, при его проектировании, все это было учтено. ј вот на ѕушкинской – сложнее: старинный особн€к, там провести все эти коммуникации сложнее. ј, скажем, выставл€ть коллекцию древнерусского искусства гармонично именно в том здании, хот€ она и требует большего внимани€ как раз с точки зрени€ сохранности. —пасибо ¬ладимиру ‘едоровичу „убу: из его фонда были выделены деньги на покупку специальных выдвижных рам дл€ хранени€ картин. Ёто очень дорогое удовольствие дл€ музе€, но вот теперь и мы располагаем таким оборудованием.

Ќаверное, в св€зи с демонстрацией таких дорогих работ, как полотна Ўагала и ƒали, требуютс€ немалые затраты дополнительные на охрану?

– ќрганизаторы с самого начала обращают внимание на организацию охраны в музее, так что мы изначально неплохо подготовлены к приему такой выставки. Ќу и, конечно, будут предприниматьс€ дополнительные меры.

– „то-то особенное ждет посетителей?

– „ем нам нравитс€ сотрудничество с «≈вројртом» – это их подход к организации выставок. —ейчас мало привезти знаменитого автора – есть люди, которым Ўагал, скажем, безразличен. Ќеобходимо еще подать работы. –аботы √ойи и ƒали, например, были оформлены в паспарту со специальным стеклом, которые не пропускают ультрафиолет и не бликуют. » визуальный эффект от этого превосходный, и сохранность картины обеспечена. ¬ыставка работ Ўагала посв€щена библейской легенде об јдаме и ≈ве. ѕри декорировании зала использованы ткани синего и бордового цвета. ќсобую атмосферу выставке придадут свежие живые €блоки, разложенные повсюду.

¬озвраща€сь к вашей коллекции, понимаю, что дл€ вас как дл€ директора все экспонаты важны и ценны. Ќо спрошу так: потер€ какого экспоната стала бы самой т€желой утратой дл€ музе€?

– «наете, вместо ответа € дам вам посмотреть план эвакуации здани€ музе€ на ѕушкинской на случай пожара. Ёто утвержденна€ инструкци€, с которой тщательным образом ознакомлен каждый сотрудник. ќни все знают, кто какой экспонат из какого зала выносит в первую очередь. “ак, в случае пожара из первого зала такой-то сотрудник первым выносит «ѕортрет атамана» ≈фремова, из второго «Ћунную ночь» јйвазовского, из третьего – «Ћосиный остров» —аврасова, из четвертого – —урикова... ¬от это так называема€ перва€ очередь. Ќо совершенно очевидно, что и «—усанна и старцы» –убенса, и р€д других работ представл€ют совершенно особую ценность, которую нельз€ измерить ничем. «наете, если бы не дай Ѕог нечто такое там произошло, € бы не знала, что делать, села бы и плакала посреди зала. ¬едь известен случай, когда сотрудники одного важного учреждени€ во врем€ пожара стали пр€тать документы в несгораемые шкафы и в результате погибли все. —амое ценное – это человеческа€ жизнь. Ќаша коллекци€ хороша прежде всего тем, что в ней очень мало ненужного. ћожет ведь быть и 15, и 20 тыс€ч единиц хранени€, а гордитьс€ нечем.