![](https://n1s1.hsmedia.ru/29/06/82/290682df36a0126627953f78cbceda44/656x438_1:5723_5ca576977d90347f89fc86b330cab2a9@1500x1000_0xYhQz6m3a_9550173579879308296.jpg.webp)
Все статьи про Карабаш начинаются одинаково: «Бу-бу-бу», «Вот перед нами самый грязный город планеты» и «Боже мой, как тут грязно». Мрачное обаяние Карабаша с его марсианскими пейзажами действительно вдохновляет блогеров, пугливых инфлюенсеров и даже группу «Мумий Тролль».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/08/d6/0c08d609d7bf7f795f9e2ef77966fa22/656x440_1:5723_05805e254b03e89ab81e58142a81bef5@1280x857_0xlQvV6OEg_4831420549114904842.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/39/de/bf/39debfea33253aaa9ab3c8c16b0c0bf5/656x369_1_a819ba63d3d6fab45e715d6fb8e23368@1920x1080_0xymeyy1xK_5700705839856235258.jpg.webp)
И тут я наткнулся в Сети на забавный проект — модель Карабаша, сделанную из кубиков Minecraft, которая впечатлила меня масштабом и детальностью, а попутно озадачила вопросом: это в самом деле Карабаш? Я отправился в город, чтобы познакомиться с авторами и сличить их модель с реальной локацией.
В майнкрафтовом Карабаше воспроизведен почти весь центр города, но это далеко не конец проекта: к лету он будет целиком. Проработка настолько классная, что можно зайти почти в каждое здание, увидев вполне реалистичную планировку этажей. Похожи на правду и улицы, а с учетом инструментария «Майнкрафта» — игры с нарочито примитивной графикой — достичь этого непросто. Уж поверьте опыту человека, играть которого в «Майнкрафт» периодически заставляет сын: я и трансформаторную будку не построю, а тут — целый город.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/a9/11/a8a91141976f136d4314464e64f5d477/656x440_1:5723_aa636aa2f64f61b4efbb1e3c261d8476@1280x857_0xTyyUOUkc_8202469368492492795.jpg.webp)
А вот авторы проекта — семь учеников 11-го класса карабашской школы № 1, которые начали проект спонтанно, без указок сверху или какой-либо коммерческой подоплеки, под руководством наставника Павла Таланкина. Говорят, захотелось добавить в Minecraft новую локацию в виде родного города, но сделать ее максимально детальной, почти фотореалистичной. Летом они планируют завершить строительство, добавив частный сектор Карабаша, окрестные холмы и «Карабашмедь». А потом открыть локацию для публики, то бишь других игроков.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/be/34/5e/be345eca3864449ccc4156d31828fba9/1500x1000_0xwesEnHvO_9607103261574744249.jpg)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b6/e8/e8/b6e8e8565e850854a09d4f8aa0ee567d/656x437_21_0d942eaddb0d2fa094c817225e90454e@1500x1000_0xBEShLpiz_1121811564533876416.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/25/b1/48/25b148a9d98b5c05b2079a9fcab5d3ff/656x369_1_720197fc4852177516b1b06b819780d0@1920x1080_0xc6ZKvsvN_5299864459714202082.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/95/f9/3a/95f93ac756348b7914c87f5478ad5faa/656x369_1_534bb6049f32ebc5ff696972dce7686b@1920x1080_0xgV3CGMB2_8058308823693737977.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/34/a5/87/34a5877d11834979e49f73ae46669a72/656x369_1:5723_dc5842e6ea66b1e5f67ad0b91ece5fbd@1600x900_0x2EVwdF4g_3753545717596283828.jpg.webp)
Модель Карабаша выглядит ярко и современно. Карабаш ли это? Или просто дизайнерское видение? Верно и то и другое. За последние годы город преобразился, и его центр, с поправкой на погоду, смотрится живенько. Пока мы идем от торгового комплекса «Медь» к площади, ребята рассказывают: вот тут раньше был городской рынок, а там, на месте спортивного комплекса, вообще лес. Теперь же вполне симпатичная прогулочная зона с хорошей панорамой окрестных холмов и самого комбината, что лишь добавляет колорита.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/30/fa/37/30fa371de3a82792febcf053ece26d14/656x369_1:5723_374cf982c22eed8e5ad217c30a771cc5@1280x720_0xmZSAIYbu_3281983670129133300.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/86/a8/c0/86a8c058c15a174c5d0c95ba19ebcaf2/656x369_1:5723_e08939c2782cbd4b7260e31dda764b8a@1280x720_0xkFyy5N5x_8387890692459122822.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7e/3a/54/7e3a54b6e97f63fc054ca01856f20caa/656x369_1:5723_ea70a8cfd69633b7c242c01863791ff4@1280x720_0x7Pr7hLNU_6800718752149367049.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b6/38/a4/b638a4e1dcb63cc174c145290df74e96/656x369_1:5723_91e3e0cefeacfa395497f296597235c4@1280x720_0xHBKgrMlG_5847970520978150422.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ac/92/d9/ac92d9196ac21491ee372cd5947ed09d/656x440_1:5723_209f6191f8c1a158ac89525ec6b9528d@1280x857_0xN1u5ChDf_0346551616290596824.jpg.webp)
Но в стороне от центрального маршрута дух старого Карабаша чувствуется везде. Модель, впрочем, тоже не чурается атрибутов времени, серых панелек, неизменных газовых труб и мрачных избушек в километре от новой застройки. Просто в игровом поле даже панельки выглядят веселее, да и зелени побольше. И это не то чтобы искажение, ведь в 17 лет родной город всегда хочется видеть чуть более колоритным: я художник — я так вижу. И это чувство заразно, ведь если люди заморочились так детально воссоздать свой город, значит, он вдохновляет не только блогеров и группу «Мумий Тролль». Жизнь начинается не только с инвестиций, но и с умения видеть перспективу.
— Знаете, когда в сотый раз повторяют, что Карабаш — самый грязный город планеты, иногда уже достает, — говорит Дима Никитенко. — Этот имидж приклеился к нему давно, но за последние годы здесь многое изменилось, а люди так и живут старой памятью.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d6/c0/2d/d6c02d86d6a7b42706f866c8d7a59e10/656x440_1:5723_b1885e00c42167c01603b3d47294348c@1280x857_0xpWVWBdYF_0771131016022194983.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/df/0c/06/df0c06998566c6cb166d4d20eda10068/656x369_1_4ea1bb75bf83a75e7e0a176a61725ec0@1920x1080_0xcBS0XkZb_2101179886755283690.jpg.webp)
Minecraft — игра, созданная шведским программистом Маркусом Перссоном в 2009 году, которая обрела культовый статус у подростков и с тиражом более 200 миллионов копий стала самой популярной игрой в мире. В ней есть режим выживания и режим творчества, когда игрок волен строить собственный мир практически без ограничений: карта «Майнкрафта» в семь раз больше площади земной суши. Примитивность дизайна, состоящего из кубических элементов, компенсируется почти полной свободой действий. Помимо строительства игрок может крафтить новые материалы и устройства, включая и технически сложные, — скажем, фотодатчики освещенности.
Пару слов о технологии. Строительным элементом Minecraft является кубический блок, сторону которого ребята приняли равной одному метру, что позволило соблюсти масштаб с высокой точностью. Инструментарий игры ограничен, и, кроме стандартного блока, в ней есть лишь полублоки и разные вспомогательные элементы вроде оградок. И если коробки брежневской эпохи строятся из кубиков без проблем, то для сложных сооружений вроде церкви нужна изобретательность: авторы говорят, что перестраивали ее раза четыре. Много времени уходит на подбор текстур, чтобы дома выглядели узнаваемо. Помимо фотографий и собственных измерений иногда используется строительная документация, поэтому планировка города совпадает с реальной.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/61/0f/bf/610fbf5ae9eac6bc1442ad5c496ffa0a/656x440_1:5723_73f7ec3a7a515c4de8fc0061c80f15b3@1280x857_0xNotZZ5VO_6248817163684943374.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d6/56/3d/d6563ddb819e1e2259ef7a69c8fde992/656x369_1_4b192d209791230f77d2200b797aea8e@1920x1080_0xi19YL0k0_7465066477371375590.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/62/cf/61/62cf614c995ebadcb693a633dc7e65d7/656x440_1:5723_9abb34b40d4cf1eea95f69878b7b35aa@1280x857_0xc4Jz0eUE_5111796480110708963.jpg.webp)
Стройка в Minecraft — это в основном накидывание друг на друга кубиков, что доведено у ребят до автоматизма. Так они воспроизводят дома, рельеф, пруды, столбы. Сначала кто-то из авторов размечает местность, чтобы соблюсти геометрию, а затем работает принцип муравейника: строят сообща. И это сказывается на производительности: например, ЖК «Медный» возвели за несколько часов. Игра допускает копирование объектов, но «моды» (готовые элементы) ребята не используют, уповая только на оригинальный набор блоков. В общем, это действительно крафтовый продукт.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/87/0e/9a/870e9afd424e0af6781cac33aed49c0a/656x369_1_7ed551c0c1a851c5153a96ac888699f3@1920x1080_0xymzL75vF_1163816400615701375.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/50/1f/a9/501fa9b7e71186b461ee19a4ab42655e/656x440_1:5723_307ee130f3e132f0e5bd8275f8c7b50d@1280x857_0xoIAge4Io_3765375372185295782.jpg.webp)
Этот проект сложно определить. С одной стороны, это просто локация для игры в «Майнкрафт», которую скоро перенесут на отдельный сервер, откроют для игроков, населят жителями, зомби и разным паучьем, — всё как в жизни и даже жутче. С другой — это своеобразная визитка Карабаша, который после катастрофического упадка 90-х переживает «ренессанс», — готовая «замануха» для туристов. Проявляют ли интерес к творчеству ребят чиновники или бизнес? Нет, говорят, всё делается на энтузиазме и без конкретных целей. Что для творческих людей скорее плюс.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/15/b3/c7/15b3c7e026d87c204c848747553935c5/656x440_1:5723_871089cdaaaf343b383cd7a9252d0a83@1280x857_0xG0CuXS8z_6041394941943312419.jpg.webp)
Презентовать полную модель Карабаша ребята планируют ко Дню города, 15 июля. Но сроки поджимают и по другой причине: у авторов проекта выпускной класс, а значит, грядут поступление и совсем другие заботы. Но как бы там ни сложилось, думаю, им приятно будет иногда зайти на сервер «Карабаш в "Майнкрафте"», прогуляться по улицам родного города и вспомнить, как это было.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/63/92/ad/6392ad15a06faa19ebdbed9b6fa9ab9a/656x440_1:5723_5d9b5db3b1ad118e2535f373a2462e8f@1280x857_0xKAzeIInu_1325249662683221425.jpg.webp)
И напоследок — фотогалерея с карабашскими контрастами, которые так любят заезжие журналисты и блогеры вроде нас. Кто бы что ни говорил, это один из самых классных городов Челябинской области. Здесь всегда есть что посмотреть.
Летом мы были в Карабаше, чтобы посмотреть на зловещую реку Сак-Элга и новую гидроботаническую площадку, которая должна спасти реку Миасс от рыжих карабашских вод.
Несмотря на все усилия по спасению Карабаша, осень в город до сих пор приходит раньше срока.
По соседству с Карабашом находится еще один очень колоритный город — Кыштым. Там тоже развито медное производство, но совсем в другом ключе.
А вот репортаж из Копейска, которому удалось избавиться от гремлинов прошлого.