Город Немощеный Ростов тонул в океане грязи

Немощеный Ростов тонул в океане грязи

Ростовские дороги давно стали притчей во языцех. Только ленивый не пожаловался на их безобразное качество, усугубляющееся во время непогоды. Можно представить себе, как выглядели улицы Ростова в XIX веке. Ведь первые мостовые в городе появились в 1844 году.

Ростовчане – пионеры культуры

Благодаря развитию внутренней и внешней торговли растет значение Ростова как рынка международного масштаба. И это происходит с городом, который, как писал историк Аполлон Скальковский, «…в противность Одессе имел почти вековое, весьма трудное младенчество. И если он преодолел все препятствия природою и людьми ему поставляемые, …то он обязан этим своим собственным силам, заимствованным из своего собственного общества. Это общество с первых дней существования города поняло и чрезвычайно выгодное свое географическое положение и те несметные сокровища, которыми обладает русская земля от устья Дона до вершин Волги – царицы Русских рек. Но для преуспевания внутреннего, общественного и так сказать для житейского своего развития он не имел, подобно Одессе, такого руководителя как Герцог Ришелье…»

Исследователь Кузнецов, характеризуя этот период развития Ростова, пишет: «Мы видим, что «люди разного звания», являясь пионерами культуры в крае, быстро ориентируются в нем, подмечают его характерные особенности и удачно выбирают места под поселения, следуя, так сказать, указаниям жизни. Правительство пробует сначала регламентировать деятельность этой стихийной силы, но после неудачных попыток дает ей полный простор и само следует ее указаниям в выборе мест, отвечающих стратегически-торговым целям. Один из таких пунктов (Ростов. – Прим. авт.), в силу своего географического положения, быстро выдвигается. Официально констатируется факт «многолюдного стечения разного народа» (Цитата из Высочайше утвержденного 29 августа 1797 года доклада сената о назначении границ губернии Новороссийской и о разделении ее на уезды. – Прим. авт.), после чего, в видах установления «порядка и сохранения благоустройства» (Там же – Прим. авт.), учреждаются здесь органы суда и полиции.

Итак, творческая деятельность на этот период истории Ростова принадлежит исключительно энергии «разного звания людей», и город возникает, а впоследствии гигантскими шагами идет по пути своего развития не в силу каких-либо искусственных мер, или особенного покровительства со стороны государства, а благодаря условиям своего положения. В этом отношении Ростов отличается от большинства русских городов, созданных по штату, т. е. для того, чтобы немного разнообразить простыню географической карты России новым кружком. Ростов, наоборот, пришлось занести на карту уже после того, как его создала жизнь. Учреждая город на месте маленькой крепости, правительство шло навстречу требованиям жизни».

«Город мертвеет на целые недели...»

Аполлон Скальковский в своем докладе Министерству внутренних дел в 1847 году, а впоследствии и в своем очерке «Ростов-на-Дону» (1867 год) так описывал свои ощущения от увиденного: «Вид города с левой стороны Дона от Батайской дороги весьма живописен: у подошвы его широкая река, покрытая сотнями судов; по четырем спускам тянутся к ней обыкновенно бесконечные обозы и бесчисленные стада скота; на возвышении башни церквей и сотни две каменных домов и магазинов (особенно прибрежных) придают ему значительность гораздо бόльшую, нежели какую он имеет в самом деле. Напротив, когда подъезжаешь к Ростову с Таганрогской дороги (или от Нахичевани), он кажется осмью (Восемь – устар., Прим. авт.) или десятью деревнями, слитыми вместе, среди которых церкви и десятка два двухэтажных зданий имеют вид островков, на безмерной скатерти низких деревянных домиков, изб и землянок. Улицы все правильны и в хорошую погоду кажутся опрятными и веселыми; зато, когда пойдут дожди и грязь поглотит все пространство, город мертвеет на многие недели: все сообщения прекращаются, базары пустуют, купцы в лавках по целым дням спят сном беспробудным. Лучшим свидетельством этой страшной грязи может служить совершенное отсутствие европейских экипажей, даже наших дрожек. Извозчики и частные лица употребляют особого рода «дроги», покрытые войлоком, очень похожие на одесские «биндюги» (Большие телеги, подводы для разгрузки судна. – Прим. авт.), на которых возят бочки с салом в Карантинную гавань (Знаменитая гавань в Одесском порту. – Прим. авт.). На бирже найдете их в Ростове целые сотни, и, по сказанию старожилов, фасон их, введенный в здешних местах при императрице Анне Иоанновне, до сих пор не изменился: они одни не тонут в океане ростовской грязи».

Описанная Аполлоном Скальковским контрастная картина города «в хорошую погоду» и «когда пойдут дожди» была не случайна. Вопрос благоустройства Ростова зрел уже давно. В 1844 году были вымощены два спуска к Дону. Это были первые мостовые улицы города. До этого в Ростове не было уложено ни одного камушка. Но отсутствие мощения было лишь одной из проблем города. Другой, не менее важной, являлась проблема укрепления набережной. Это осознавалось еще в 1830-х годах.

На набережную денег нет

В 1834 году некто подполковник Шмелев предложил свой проект постройки набережной, но на пути этого предприятия, как часто бывает, встретились «препятствия в неимении средств». В 1842 году принимается проект корпуса инженеров капитана барона Фиркса, по которому набережная должна представлять собой ряд свай «с каменною (из булыжника) отсыпью откосов». Протяженность набережной должна была составлять 433 сажени (примерно 922 метра). Стоимость работ, согласно проектной смете, составила 64 636 рублей. Для сбора этой весьма внушительной суммы планировалось установить специальную пошлину с выгружаемых на набережной товаров.

Работы с торгов были переданы керченскому купцу Сазонову. Город заключил с ним контракт. Но его не утвердили, и начатые работы были прекращены. «В 1843 году, – писал Кузнецов, – новороссийский генерал-губернатор уведомил думу, что, в силу местных обстоятельств, с устройством набережной надо повременить и так как отсыпи на набережной делаются жителями за свой счет, то она может выровняться постепенно без особенных затрат со стороны города. Вместе с тем городу разрешено было хозяйственным образом производить работы по урегулированию набережной, но в очень скромных размерах. Такие паллиативные меры (Временное решение, полумера – Прим. авт.), конечно, не могли заменить Ростову набережную, неотложность которой выступала все рельефнее с каждым годом, по мере роста и развития торговли».

В результате осуществление работ по благоустройству набережной растянулось практически до конца XIX века.

Фото: Фото предоставлено автором
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем