Билеты в кино с нового года могут существенно подорожать. Правительство недовольно развитием отечественного кино и его прокатом в стране. Обсуждаются нововведения, которые могут огорчить владельцев кинотеатров, ударить по кошельку любителей кино и серьезно повлиять на отечественную киноиндустрию. Доля российского кино составляет всего 14%, а нужно хотя бы 18,2%. Какие тенденции наметились в прокате отечественных фильмов на большом экране и слезают ли ростовчане с иглы американских блокбастеров, прокомментировала руководитель отдела рекламы и маркетинга киноцентра «Синема-Стар» Татьяна Надточиева:
«Отмечу, что фильмы во всех киносетях, а у нас это 14 киноцентров по России, закупаются кинопрокатными отделами в Москве. В России всего в год выходит около 300 картин включая сериалы, в прокате по статистике окупается не более 10. Сейчас с приходом осени мы ждем серьезный рост посетителей. Но, кстати сказать, по итогам прошлой недели есть две российских картины, которые неплохо себя зарекомендовали в отечественном кинопрокате. Фильм «Духless» в России собрал 161,2 млн рублей, обойдя «Петлю времени» и «Заложницу». И на четвертой позиции по итогам прошедшей недели стоит картина «Мужчина с гарантией». Он собрал 109,6 млн рублей. Мы, безусловно, позитивно относимся к отечественному кинопроизводству. В ноябре мы ждем фильм «Джунгли» с Верой Брежневой и Сергеем Светлаковым в главных ролях. Совместно с «РИО» мы планируем поддержать картину за счет собственных рекламных ресурсов, а также провести предпремьерный показ и по возможности премьеру с исполнителями главных ролей.
Параллельно репертуарному кинопрокату есть прокат фестивальный. Это две не пересекающиеся вселенные. Что касается фестивалей, то это совершенно точно для Ростова вещь убыточная, таков потребитель. Что касается фильмов репертуарных, то за 2011 год доля отечественных фильмов на экранах составила 10% (падение доли отечественного кинопроката). И это несмотря на то, что в феврале 2011 г. Movie Research обещало рост сборов от отечественного кинопроката. К концу 2011 года показатели выровнялись, и даже был рост на 16 процентов. Это благодаря четырем предновогодним блокбастерам, снятым российскими компаниями-мейджорами. Это «Высоцкий», «Елки», «Смешарики» и «Иван Царевич и Серый Волк». Отмечу, что у кинотеатрального проката самого по себе есть внутренние фильтры. В нем экономически могут оправдаться только большие картины.
Безусловно, если говорить о болезнях роста отечественного кино, то это должно затронуть само законодательство и механизмы поддержки кинофильмов на уровне государства. Отечественный кинобизнес пока ищет механизмы развития. В России по итогам прошлого 2011 года только 11 картин в кинопрокате привлекли более 1 млн кинозрителей. А чтобы картина с затратами на кинопроизводство в $2,5 млн окупилась, необходимо в промоушн вложить минимум $1,5 млн, и сборы должны достигнуть как минимум $10 млн.
Среди отечественных фильмов положительным примером может послужить фильм «Высоцкий», получивший мощную федеральную поддержку в виде откровенного лобби. В российском бокс-офисе за 2011 год фильм на первом месте, и обошел даже голливудскую «Живую сталь».
Что касается фильмов фестивальных, то я не могу не отметить «Портрет в сумерках», снятый нашей землячкой, ростовчанкой Ангелиной Никоновой. Фильм был снят на фотоаппарат, затраты на производство составили $20 тыс. В России он шел ограниченным прокатом, всего 39 кинокопий, и собрал около $31 тысячи. Но театральный прокат не был основным каналом дистрибуции фильма: картина участвовала в 11 кинофестивалях и многократно окупилась на полученных призах. Вообще это феномен окупаемости за счет кинофестивалей к не только на российском рынке, но и на международном.
Российская система производства и продвижения пока складывается. Есть несколько сценариев развития, которые мы имеем в виду. К примеру если говорить о Голливуде, то инвестор, потратив на фильм $50 млн, может иметь гарантии возврата за счет мирового проката. А у мирового проката собственная экономика. Условно говоря, киностудия, произведя 10 кинофильмов, может себе позволить произвести два проекта в минус, 3-4 фильма – в ноль, и два проекта – в большой плюс. За счет «общего проката» производство не будет убыточным. Из основных стран, гарантирующих хорошую выручку, это Россия, Китай и Индия. Есть еще французская система, когда на законодательном уровне финансирование собственного производства организовано за счет процента отчисления от рекламных доходов от телевидения. Во Франции это 5,5% от рекламных доходов. Если этот процент применить к России, то выйдет неплохая сумма: 5 млрд рублей.
В Индии и Китае доступ иностранной кинопродукции ограничивается. Но мы вступаем в ВТО, и для нас этот сценарий в принципе невозможен. Скорее всего, наша схема будет неким симбиозом уже имеющихся зарубежных опытов».
Фото: Фото предоставлено собеседником 161.ru