15 сентября 1896 года в Ростове-на-Дону зажглись первые электрические фонари. Газеты ликовали: «С сего дня Большая Садовая будет освещаться сорока электрическими фонарями по тысяче свечей!»
Еще 10 августа 1895 года городская управа заключила договор с московским торговым домом Н. Феттер и Е. Гинкель на устройство и эксплуатацию центральных электрических станций в Ростове-на-Дону (уже тогда все лакомые подряды оставались в Москве...).
Договором предусматривалось, что торговый дом обязуется «установить на Большой Садовой улице, начиная от Доломановского переулка, сорок фонарей вольтовой дуги в тысячу свечей каждый (10 ампер приблизительно), расположив их обязательно на перекрестках, а остальное количество в промежутках... с тем, чтобы расстояние между фонарями по прямой линии должно быть не более 30 и не менее 25 сажен...
Столбы с уличными фонарями устанавливаются по линии тротуаров, причем столбы с фонарями располагаются в шахматном порядке. Высота, на которой должны быть подвешены фонари, определяется не менее 14 аршин. Означенными 40 фонарями ... Предприниматели обязаны освещать Большую Садовую улицу безвозмездно в течение всего срока договора...
Предприниматели обязуются установить 40 уличных фонарей на Большой Садовой и приступить к освещению ими этой улицы не позже 1 сентября 1896 года».
Но на две недели срок все-таки задержали!..
Выше было приведено несколько видов по Большой Садовой, где отчетливо просматриваются те самые фонари.
Вот так выглядела освещенная электрическими фонарями Большая Садовая улица ночью:
Для строительства первой электрической станции городские власти отвели торговому дому участок земли по Николаевскому переулку у городского сада (ныне – улица Семашко ближе к улице Пушкинской).
Далее исполнение договора передавалось от торгового дома акционерному обществу, а затем и бельгийской компании. Но жители центра все это время продолжали жаловаться на плохое освещение, на то, что фонари выключались в два часа ночи и требовали, чтобы они горели до утра.
Одновременно постепенно шел процесс замены керосинового освещения газовым на окраинах и газового – электрическим в центре города.
В 1908 году инженер Н.В. Смирнов начинает строительство в Ростове центральной электрической станции и к 1911 году в городе появляется еще «189 уличных дуговых фонарей группами, по 8 фонарей в каждой группе».
Но вернемся еще дальше в прошлое...
Впервые вопрос об освещении Ростова был поднят еще в 1847 году, когда Ростовская городская дума обратилась к екатеринославскому губернатору с рапортом, в котором говорилось, что «по городу Ростову, для пользы общей... теперь остается дать освещение хотя бы в более значительных улицах... По примерному соображению потребуется для этого предмета единовременно на устроение 60 фонарей со столбами и другими принадлежностями 540 рублей и ежегодно вообще на освещение фонарей по 320 рублей серебром».
Городская дума считала, что «Ростов, имея теперь довольно значительные доходы, мог бы во многих отношениях представить себя в менее угрюмом виде». Актуально!..
Однако только в 1851 году Ростовская дума получает разрешение на спиртовое освещение улиц Ростова. Предполагалось установить 70 фонарей. Но, как всегда, когда стали искать источник финансирования, вопрос зачах сам собой.
Однако в 1862 году (!) появляется проект освещения Ростова фотогеном (так называли тогда керосин). Городской голова А.М. Байков предложил установить в городе 600 керосиновых фонарей, что должно было обойтись городу в 10 000 рублей и до 3 600 рублей ежегодно на освещение. Фонари выписали в Петербурге по два рубля за штуку, а с одесскими фирмами заключили договор о поставках керосина. И 1 сентября 1864 года центральные улицы города осветили первые 600 керосиновых фонарей!.. К 1902 году количество фонарей увеличилось до 831.
Одновременно с керосиновым развивалось и газовое освещение города. Первые газовые фонари появились в Ростове уже в 70-е годы 19 века, а занимался этим итальянец В.Л. Мошетти, позже передавший концессию французам.
Ну а в 1896 году произошло событие, которое собственно я и описал – появились первые электрические фонари.
Использованная литература:
И.М. Борохова. Об освещении улиц Ростова-на-Дону. Донские страницы. Выпуск 4-й. Ростов-на-Дону. 1985.
Старинные открытки из коллекции компании «ТИТУЛ».