Звукорежиссер и композитор, в разное время сотрудничал с New Centropezn Jazz Quartet, БАРДО, музыкальным проектом Сергея Галкина, Stillife – Russian Darkwave, Светой, Сергеем Жилиным, Татьяной «TB»Анисимовой, муниципальным джаз-оркестром, джаз-группой – Адама Терацуяна Hi-Fly и другими музыкантами. О значении музыки в современном мире, об идеальных отношениях авторов с авторским правом, о мастерстве сведения и возможности сделать модный трек на одной ноте корреспондент 161.ru побеседовал с композитором и звукорежиссером Игорем Короповским.
– В жокейской среде есть анекдот, когда они собираются после скачек, и один жокей говорит, мол, надоело обсуждать работу! Давайте о музыке поговорим, например о Бетховене. Второй жокей: Бетховен? А где он скакал? Ожидания от музыки сегодняшнего дня изменились, а что есть музыка для тебя, из чего она состоит?
– Для меня музыка это ряд эмоциональных и визуальных образов. Любая упорядоченная и не только последовательность звуков, каждый звук, каждая гармония способна вызвать особое эмоциональное состояние, передает в себе особый энергетический заряд. Передает не только мне, всем – тебе, ему, любому человеку.
– Но музыкантом, тем более композитором становится не любой. Значит ли это, что у композитора особые отношения с эмоциями?
– Возможно, так. А может быть, все проще: скажем так, мне всегда было интересно этим заниматься. Однажды я почувствовал что могу управлять этими эмоциями, имею определенный навык в складывании их в определенной последовательности, могу поделиться своими ощущениями еще с кем-то. В семье был инструмент, и в детстве, как и многие другие дети, я нажимал на клавиши, пытаясь выразить с помощью звуков свои эмоциональные ощущения. Разумеется, желание самовыразиться тогда было неосознанным наитием; вообще, думаю, оно присуще любому человеку. С возрастом, разумеется, образы становятся сложнее и восприятие их меняется. Но остается стремление передать их другим людям.
– Как ты пришел к тому, чем ты занимаешься? Что подтолкнуло тебя к занятиям музыкой, это началось в детстве?
– Банальный вопрос, похоже, все задают его в таких случаях. Мне часто задавали. Да, началось все с детства. Когда я стал постарше, я начал увлекаться музыкой более осознанно, стал ходить в музыкальную школу и постепенно, по мере накопления определенного багажа, все начало развиваться. Наряду с освоением музыкальных «азов», лет в 14 я попал на работу в крупную студию звукозаписи. Тогда, в 80-е годы, которые еще не были «веком контента», люди приходили в такие места, чтобы записать на кассету любимых исполнителей. Мне нравилась очень разная музыка; да, я прошел через определенный период меломанства, неожиданно получив доступ к самой современной музыке в огромных количествах. Все новое, что только появлялось в мире, проходило через меня. А я-то вообще Близнецы по гороскопу; не очень в это верю, тем не менее всегда по жизни был такой увлекающийся разными интересными и творческими штуками, и одним из моих увлечений наряду с музыкой была техника, в частности – электроника. Разумеется, все эти эти дороги и такое необычное, как может показаться на первый взгляд, сочетание интересов, привело к тому, что электронные музыкальные инструменты и технологии записи и создания аранжировок и аудио-продукции вообще просто не могли пройти мимо меня. Музыкальные технологии и по сей день для меня – та область явлений, где начинается волшебство.
– Что нужно, чтобы написать новый трек – тишина, особый настрой или можно сочинять, сидя в трамвае, как, например, Стинг, который придумывает музыку практически везде?
– Я уже говорил, что я в большей или меньшей степени мыслю музыкальными образами. Бывает, они преследуют меня везде: в трамвае, машине или просто на улице. Но чаще всего это происходит, когда я беру в руки инструмент, гитару, сажусь за фортепиано или уединяюсь в студии за синтезаторами. Играть я люблю – не думаю что эти эмоции можно получить каким либо другим путем; я не виртуоз в исполнительстве как таковом, однако это для меня совсем не главное, потому что я люблю импровизировать. И тогда, играя, импровизируя, перебирая эти музыкальные картинки я могу попытаться «ухватить их за хвост». Рано или поздно какая-то определенная мелодия или просто музыкальная картинка начинает проявляться в моей голове настолько отчетливо, что я уже могу записать ее. Этих образов очень много. Случается, что они рождаются и размытые, и не очень отчетливые, может быть, странные для восприятия обычным слушателем; это зависит от настроя, однако единожды ухватив эти ощущения и зафиксировав их, я могу восстановить их в памяти и продолжить дальнейшую работу в любое время. Даже через год или несколько лет, например. Таких зарисовок у меня огромное количество, я их записываю и к большинству из них возвращаюсь рано или поздно, развивая эти идеи, пропуская или нанизывая их на канву гармонии, стиля, звучаний. Придумывание само по себе захватывающе, а потом начинается работа. Необходимо использовать некоторую долю навыков (или в процессе получить новые) и приложить определенную усидчивость, чтобы довести идею до того вида, когда не возникает желание добавить или изменить в ней что-то, а внутри ощущается опустошение. Признаюсь, я не очень люблю сидеть перед монитором. Импровизация и придумывание как вид чистого творчества для меня гораздо эмоциональнее и интересней.
– А можно взять две-три ноты и, применив технологии, создать новый трек?
– Музыку можно сыграть на инструменте, который звучит даже на одной ноте. Так играли и аборигены, играя первый транс на своих диджериду и перкуссии. Так может сыграть и современный гитарист, трубач, вокалист и даже пианист. Музыкальные синтезаторы с помощью фильтров могут извлекать очень большой диапазон звучаний из одной единственной ноты. Ведь музыка – это не только мелодия, но еще и ритм. Не только последовательность нот, но и собственно изменения в звучании, которым можно пользоваться, на котором можно играть, выражая себя. А ведь есть еще и обработки, эффекты, которые еще больше расширяют эти границы. Времена, стили, тенденции – это язык, он может меняться, однако суть – самовыражение и передача определенной информации между людьми – остается неизменной..
– Как думаете, какой путь прошла музыка за последние, ну скажем, пару веков? И почему классику 200-летней давности слушают, а пятилетние хиты порой забывают?
– Я не знаю ответа на этот вопрос. Это напоминает мне какую-то загадку на логику из школьного учебника или вопрос с подвохом на телешоу. Не задумывался. Возможно, если попытаться порассуждать на эту тему, классику мы слушаем с детства, она переходит из поколения в поколения. Но это, впрочем, субъективно, и я не уверен, что некоторые современные дети знают, кто такой Бах. Да я и не настаиваю. И не считаю это какой то большой бедой – в наше время прекрасных музыкантов и исполнителей не меньше чем было тогда. Я же доволен тем багажом который накопил и по возможности всегда жадно пропускаю через себя то, что мне кажется близким или интересным, будь то классика или трип-хоп, неважно, однако все эти технологически-исторические как таковые процессы не всегда меня интересуют.
– Сложен путь музыканта, и что собой представляют цели, выбранные им в современном мире?
– Это одновременно интересный и сложный вопрос. Мне кажется, если брать уж совсем чистый математический идеал, цель – действовать как можно более таким образом, чтоб тебя услышали, как можно громче заявить о себе. Речь идет не о самопиаре, речь о самовыражении. Раскрыть и суметь показать то, что внутри. Думаю, многими это движет или двигало по крайней мере поначалу. Разумеется, мы не гадалки и не экстрасенсы, поэтому не будем говорить о готовых рецептах удачи. А если чисто технически, любая область приложения наших человеческих сил, сами мы – это биомасса, клубок единой энергии, который находится в движении постоянно. Кто-то больше выдает энергии, кто-то меньше. Те, кто шевелится больше, тот и выше поднимается. Кто меньше – тот остается на месте. Впрочем, многое зависит от исходной позиции. Никто же не застрахован – ведь можно было и родиться собакой или жуком, а не тем, кем появились на свет мы. А что – тоже живые существа, со своими желаниями и целями, пусть даже и инстинктивными, как об этом принято говорить. Шутка.
– Но давайте исходить из реалий – какова карьера певца, композитора? На какой музыке реально заработать? Как быть с авторскими правами, если нет даже закона об Интернете, и все бесплатно отовсюду качают себе любой контент?
– По все видимости, в будущем контент перестанет существовать в своем физическом виде – в виде пластинок, дисков, файлов которые можно откуда то там скачивать, и полностью трансформируется в информационные потоки. Что касается авторских прав, то, думаю, не стоит увлекаться запретами. Проще и логичнее создать такие условия, что использование нелегального контента для большинства стало бы просто неудобным. Однако потребление легального так или иначе несло бы для пользователя какие либо приятные эмоции или другие бонусы. Просто исключить условия, когда воровать или производить пиратское все еще остается выгодным. Разумеется тут дело и в массовости, и доступности, и в качестве обертки. Ведь не приходится же большинству сейчас воровать, к примеру, в магазине сахар или хлеб или взламывать банковский счет. Я не думаю, что производители этих продуктов сильно страдают от воровства своего товара или от убытков – ибо все покупают этот насущный товар. Он продается везде, и людям очень легко его купить. Музыка – это не товар первой необходимости как соль или сахар, но, учитывая, что все его качают огромными объемами, уже можно сделать определенный выводы.
Другое дело – как создать такие условия. Тут дело времени и развития технологий. Возможно, в будущем каждый будет использовать что-то наподобие банковской карточки, ИНН или другого аккоунта, подписаться на который можно будет по месту работе или любым другим способом, где угодно, посредством которого человек будет пользоваться и оплачивать весь контент, который ему необходим: фильмы или музыка, книги или другие произведения. Их не надо будет скачивать и хранить на своих компьютерах. Все будет во всеобщей сети. Разумеется, ключевой момент тут такой, что пользоваться этой системой будет проще, выгоднее, приятней и удобней, чем разыскивать и скачивать нелегальное.
– То есть Интернет, проникновение которого в нашу жизнь за последние 10 лет выросло почти на 400 %, сможет заменить музыкальные магазины, и люди перестанут ходить в клубы и на концерты?
– Надеюсь, что нет. Для многих живая музыка – это способ выйти за рамки обыденности, получить заряд энергии и удовольствие от звучания живых инструментов.