RU161
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

7 м/c,

вос.

760мм 71%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Город Валентин Хрумало, командир ОМОН «Сармат» ГУВД по Ростовской области, подполковник милиции: «Понятие «чеченского синдрома» лично для меня – радость жизни. Когда возвращаешься из командировки, совершенно по-другому смотришь на голубое небо...»

Валентин Хрумало, командир ОМОН «Сармат» ГУВД по Ростовской области, подполковник милиции: «Понятие «чеченского синдрома» лично для меня – радость жизни. Когда возвращаешься из командировки, совершенно по-другому смотришь на голубое небо...»

" src=

Каких-нибудь 15-20 лет назад аббревиатуру ОМОН знали немногие. Сегодня будни и праздники уже невозможно представить без этого подразделения. Ростовский ОМОН «Сармат» по праву признан одним из самых боеспособных и подготовленных спецподразделений на Дону. 3 октября 2008 года отряд милиции особого назначения готовится отметить свой 20-летний юбилей.

Особый отряд всегда в зоне особого внимания. Поэтому каждый боец в отряде – не просто груда мышц. В сравнении с аналогичными спецподразделениями ОМОН «Сармат», как говорится в мультфильме «Тайна третьей планеты», отличается умом и сообразительностью. Насколько престижно сегодня служить в ОМОНе и ОМОНу, в преддверии юбилейной даты со дня образования «Сармата» узнавала редакция 161.ru.

– ОМОН – особое подразделение в системе МВД. А в чем особенность?

– Это подразделение отличается от всех подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка, тем, что, во-первых, оно является специальным подразделением в системе МВД. Предназначено для быстрого реагирования на всякого рода внештатные ситуации. Этим мы и отличаемся от той же дорожной службы, патрульно-постовой и других.

– Как родилось название отряда «Сармат»?

– Сармат – это древнейшее население, которое жило в донских степях. Сарматы проявили себя как замечательные воины, которые воевали не только на просторах донских степей, но и также были замечены и отмечены и греками, и римлянами. И были замечены на их территории. И мы проживаем на территории Ростовской области, также являемся воинами, которые не находятся постоянно на одном месте, колесим по всей стране. Учитывая все это, мною было принято решение назвать наше подразделение «Сармат» в честь воинов, которые когда-то находились, проживали на нашей Донской земле и прославили себя в ратной службе.

– Бойцы согласились с предложенным вами названием?

– Однозначно!

– Каким на ваш взгляд должен быть идеальный омоновец? Какие качества необходимы мужчине, чтобы прийти на службу в это подразделение?

– Идеальный омоновец, по моему мнению, – это не только человек, обладающий мужеством, любовью к Родине, имеющий силу, спецподготовку. В то же самое время этот человек должен обладать юридическими знаниями и самое главное – интеллектом. Ведь именно интеллект позволяет ему выживать и выходить из различных экстремальных ситуаций. Одной силой не будешь способен выполнить ту или иную задачу и при этом победить. Нужна прежде всего голова. Поэтому я считаю, что сотрудник ОМОН должен обладать хорошим умом прежде всего!

– Чем отличается обыкновенный милиционер от бойца ОМОН? Ведь зачастую слышишь на улице, как люди говорят: «Вон, милиционер пошел. А вон – омоновец». Давайте, к примеру, возьмем сержанта патрульно-постовой службы, который на улицах города охраняет общественный порядок, и возьмем сержанта ОМОН. И подсчитаем отличия.

– В первую очередь – подготовка. В ОМОНе подготовке специальной, огневой, физической уделяется колоссальное внимание. Гораздо больше, нежели в других подразделениях МВД. Плюс ко всему отличие сержанта ОМОН от сержанта ППС – мы, я имею ввиду ОМОН, кавалеристы. Ну, это я так называю своих бойцов. И вот почему. Дали команду – мы быстренько собрались и благополучно убыли в командировку в любой регион страны выполнять задачи, которые перед нами поставили как руководство донского ГУВД, так и руководство МВД в частности.

– Ростовская область – часть неспокойного Северо-Кавказского региона. Не секрет, что бойцы «Сармата» частенько бывали в горячих командировках. Сама не раз встречала и провожала наших бойцов ОМОНа. Где бывали по долгу службы? Какие задачи ложились на плечи ваших бойцов? Как они выполняли эти самые задачи?

– Бойцы ростовского ОМОН выполняли задачи не только в Северо-Кавказском регионе. В Москве мы бывали во время событий 1993 года. Поняли, о чем я говорю? Да, путч. А Северный Кавказ изучили досконально. Начинали мы в 1992 году – осетино-ингушский конфликт. Ну а дальше продолжаем считать: Чечня, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Практически все республики Северного Кавказа. Везде побывали. И везде выполнили поставленные задачи на отлично, о чем свидетельствуют ордена и медали моих ребят.

Замечаний и нареканий от местных властей к моим ребятам нет, есть только благодарственные письма да грамоты. А задачи? В осетино- ингушском конфликте мы выступали буфером по недопущению роста и дальнейшего развития межнационального конфликта. Чечня, Кабардино-Балкария, Дагестан – это борьба с международным терроризмом, незаконными вооруженными формированиями.

– Сейчас много говорят о том, что после командировок психологическая реабилитация крайне необходима. У нас в Ростове даже проходило всероссийское совещание по этой теме. Приходилось ли вам лично испытывать так называемый «чеченский синдром»?

– Понятие «чеченского синдрома» как таковое для меня лично расплывчато. Никакой конкретики. Тот синдром, который я испытал после первой командировки, – это просто радость жизни. Совершенно по-другому смотришь на голубое небо, сияние солнца, по-другому слышишь пение птиц. Радостно на все это смотришь. И все остальные мирские понятия, блага, такие как деньги, машины, – все это уходит на второй план и неинтересно абсолютно. А просто радуешься, что жив. Вот это для меня и есть «чеченский синдром».

– Ну а реабилитация?

– Реабилитация, безусловно, необходима. К сожалению, она не соответствует тому, что нам тут дают в плане этой самой реабилитации. Потому что по приказу МВД за каждые три месяца – отдых десять дней. Остальные дни – по назначению психолога. К счастью, мои ребята, приезжающие из подобных командировок, психологически достаточно устойчивы. Мало сотрудников, требующих дополнительный отпуск или дополнительной психологической реабилитации. Это свидетельствует о достаточной моральной подготовленности и готовности к работе в экстремальных условиях. Это тоже наше отличие от многих силовиков, которые после горячей командировки находят, реабилитируют себя большим количеством алкоголя.

– Вы как командир, как оцениваете подготовленность своих бойцов. Есть ли соперничество с другими отрядами ОМОН как в области, так и стране в целом? Как-то отслеживаете друг друга?

– Насчет оценки сказать отлично... Нет, не буду лукавить. Для меня, как для командира, всегда хочется, чтобы было больше, лучше, сильнее. Поэтому на сегодняшний день я оцениваю подготовку своих бойцов на удовлетворительно. Предела совершенству нет! Конкуренция однозначно есть. Она рабочая, она нормальная. Как с подразделениями ОМОН с местом дислокации в Ростовской области – я имею ввиду ОМОН городов Новочеркасска и Таганрога, так и на российском уровне.

А с нашими местными все время соревнуемся в хорошем смысле этого слова. Мы устраиваем много состязаний, в ходе которых выявляем не только успехи, но и недоработки. Ну а во время командировок, в экстремальных ситуациях никто не соревнуется. Здесь мы плечом к плечу. И неважно из ростовского ОМОНа боец или новочеркасского.

Кстати, 10 октября в рамках празднования нашего юбилея ростовский ОМОН «Сармат» будем выявлять лучшую снайперскую пару среди всех спецподразделений Ростовской области. Это, как вы понимаете, не только снайперы ОМОН. Вот на этих соревнованиях конкуренция очень даже уместна.

– Испытываете ли кадровый голод?

К сожалению, да. Не хватает в основном водительского состава. Зарплата в Ростове для водителя обыкновенного больше, чем зарплата водителя в ОМОНе. Единственным, чем на сегодняшний день я могу похвастаться, так это соцпакетом, который намного расширеннее, чем соцпакет гражданский. Это и льготная выслуга, это и медицинское обеспечение, это и проезд к месту отдыха в отпуске, а также возможность обучаться в высших учебных заведениях. И сам отпуск гораздо больше традиционных 28 дней на гражданской службе.

– А какая средняя зарплата у бойца ОМОН?

– В марте мы сравнивали данные Госкомстата с нашими зарплатными показателями. В Ростове средняя зарплата составляет 11-14 тысяч рублей. У бойца ОМОН – 12-14 тысяч.

– С каким настроением готовитесь к юбилею? Как отряд «Сармат» будет отмечать свой профессиональный праздник?

– Настроение рабочее, однако прибавилось суеты в связи с организационными моментами, которые переплетаются с выполнением тех задач, что ставит нам руководство ГУВД. Дата, конечно, большая. 20 лет – это достаточно много для спецподразделения. Будем чествовать наиболее отличившихся бойцов. Нас будут поздравлять руководство области, Ростова-на-Дону, ГУВД. Пригласим ветеранов наших, вдов. К сожалению, отряд не обошелся без потерь. Есть погибшие сотрудники при выполнении боевых задач. А дальше – маленький семейный праздник, на котором соберутся наши ветераны и действующие бойцы. Готовим для некоторых неожиданные, но чертовски приятные сюрпризы. Но это секрет. Приходите, все увидите сами.

– От праздника к политике. На ваш взгляд насколько оправданно в России создание отрядов милиции особого назначения?

– Полностью оправданно. Полностью. Неоднократно это доказано в различных ситуациях. Это путч, конфликты межнациональные, борьба с международным терроризмом и НВФ. ОМОН целиком подтвердил право на существование как спецподразделение.

– Ваши, я имею ввиду ОМОН, отношения с фанатскими движениями?

– В последнее время мне частенько этот вопрос задают, потому что на одном из сайтов фанаты в Ростове выразили протест против именно омоновцев. Наше отношение: мы абсолютно нейтрально относимся к фанатам. Мы не имеем никаких претензий ни к одному из движений фанатов.

– Ваше мнение о нашумевшем деле сочинского ОМОНа?

– Не хотел бы комментировать, потому что считаю, что СМИ в неполном объеме освещают это дело. Я считаю, что этим должна заниматься прокуратура и она должна разобраться и принять решение. Пусть она и комментирует. СМИ не все точно выдают, потому что не имеют полной информации о произошедшем, не имеют тех фактов, которые имеет прокуратура. Поэтому пусть разбираются правоохранительные органы.

– Каким наукам отдаете предпочтение?

– Математике. Так сложилось, что у меня математический склад ума и аналитика, цифры для меня более интересны, чем гуманитарные науки. Математика мне помогает в работе просчитывать те ситуации, которые могут сложиться. А потом их анализировать. Имея несколько определенных фактов, можно сложить их в цепочку и предугадать то или иное развитие ситуации.

– Ваш любимый исторический персонаж?

– Александр Васильевич Суворов. Он победитель. Это полководец с неординарным мышлением и принятием решений.

– Что самое сложное в работе командира?

– Самое сложное – личный состав. Человеческий фактор. 100-200 судеб со своими проблемами, семейными неурядицами. Помочь нужно всем. Человеческий фактор был, есть и будет. Даже конфликт поколений присутствует. Если поколение 70-х годов более патриотичное, то поколение 80-х, как говорит один из моих заместителей, поколение пепси, которому нужно прививать больше патриотизма. А они воспитаны не на любви к Родине, а на любви к деньгам. Денег в ОМОНе нет. Зато у нас есть романтика и любовь к Родине.

– Какие книги любите читать? Каких авторов?

– Не боевики однозначно! Очень нравится Михаил Веллер «Приключения майора Звягина». Сочинение это жизнеутверждающее, настраивающее на то, что в жизни нет неразрешимых ситуаций. Все подвластно, все можно решить. Владимир Кунин. Конечно, и милицейская тематика – это Маринина. Легкие детективы, и то только в командировках, пока в дороге.

– Как ваша семья относится к тому, что вы служите в ОМОНе?

– Учитывая то, что я уже 16 лет служу в ОМОНе и ОМОНу, жена, сын, мои родители относятся к этому терпимо. Терпят – служу.

– Как проводите свой досуг? Где любите отдыхать?

– Люблю досуг проводить в кругу семьи и друзей. Обожаю неторопливые прогулки на свежем воздухе. А из курортов предпочитаю Кисловодск, море – слишком суетно.

– Какие качества цените в людях превыше всего?

– Честность.

– Ваше отношение к СМИ?

Нейтральное. Ни положительное и ни отрицательное. Исключить СМИ как таковых желания абсолютно нет. Они многое освещают, на многое открывают глаза, оголяют многие проблемы. Конечно, хотелось бы, чтобы более достоверную информацию давали. Не всегда их информация соответствует действительности.

– Если повернуть время вспять... Вам снова 17 лет и вы перед выбором профессии. Пошли бы снова в милицию, в ОМОН?

– Да. В ОМОН, да!

– Почему?

– Это ореол романтизма, который меня сюда и привлек много лет назад сразу после службы в армии. Здесь, в ОМОНе, я нашел именно свою профессию. До этого я и на заводе поработал и в спецсвязи. Даже сегодня, спустя годы, я общаюсь со своими бойцами. Они молоды, полны задора. И я рядом с ними ощущаю себя таким же молодым и жизнерадостным. Хочется равняться на них, а это подстегивает и форму физическую поддерживать, чтобы показывать им пример.

– Если бы вы были министром внутренних дел, что изменили бы в системе МВД?

– Говорить, что повысил бы зарплату, не буду. Это банально, и об этом все говорят. Единственное, чего бы хотел и чего бы добивался на посту министра, чтобы каждый выполнял свою работу. Вот тогда будет порядок, и наша служба больше пользы принесет.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем