25 мая суббота
СЕЙЧАС +26°С
  • 7 мая 2019

    Кто пишет новости на 161.RU? Сейчас расскажем!

    На сайте появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой новостью), вы попадете на его персональную страничку. Там вы узнаете, кто он такой, чем увлекается и как давно работает на 161.RU. А еще там есть ссылки на его странички в соцсетях. Давайте дружить!

    30 апреля 2019

    Расскажите военную историю ваших родных!

    Перед Днём Победы портал 161.RU и социальная сеть ВКонтакте запускают проект #9мая161. Мы собираем фотографии и истории настоящих героев - ваших дедушек и бабушек, которые воевали или работали в тылу во время Великой Отечественной войны.
    Подробности читаем по ссылке:

    Подробнее
    10 апреля 2019

    Писать комментарии стало удобнее!

    Привет! В мобильной версии нашего сайта появилось обновление. Теперь плашка комментариев залипает внизу страницы. Мы надеемся, что оставлять комментарии теперь будет удобнее!

    Еще

«Оценка — способ поиздеваться»: мама школьников — о том, почему ей плевать на отметки в дневниках

В авторской колонке Евгения Горина объясняет, почему оценки важны только учителям

Поделиться

Евгения Горина сама преподает в университете и считает, что все оценки нужны только учителям

Фото: Евгения Горина / facebook.com

Школьная оценка — это критерий знаний или способ навести дисциплину в классе, надавив на ученика? А может, оценка выражает настроение учителя и личную симпатию или антипатию? «Мне очень сильно плевать на оценки», — смело утверждает мама двоих детей (второклассника и семиклассницы) Евгения Горина. В своей колонке она объясняет, почему не стоит придавать серьезного значения двойкам и пятеркам в дневниках. 

Вчера коллега с возмущением воскликнула: 

— Представляете? Моей сестре-первокласснице за не поставленную в конце предложения точку по математике тройку поставили! Тройку! За точку! 

Добро пожаловать, дорогая коллега, в наш клуб. Заходите, чайку попьем, потужим. Тройку поставили? Ах, оценки в школе — это поле, на котором всем хватит места. Сто тысяч постов, миллионы просмотров, научные дискуссии и бабские истерики — чего только не было с оценками связано.

Вот давеча на «Меле» увидела пост об оценках. Любопытнейшее написано: «Это [оценка] информация о том, насколько данная конкретная работа соответствует неким критериям, заданным предметом, школой и программой. Всё. У неё нет других смыслов. Она не оценивает ребёнка, вас, ум, и даже знания она оценивает только в соответствии с другими требованиями. <…> И нет, детей такое положение вещей не обижает и не фрустрирует, если родители с самого начала обозначают своё правильное отношение к оценкам и учат ребёнка относиться так же (обратная связь и соответствие критериям, больше ничего)». 

Меня здесь что зацепило? «Некие критерии», «даже знания оценивает в соответствии с другими требованиями» — что за критерии и требования? И почему «даже» знания? Разве оценка не направлена именно на фиксацию уровня знаний? Ведь в школе нам так и говорят: «Садись, два, ты ничего не знаешь!» Или: «Вот выучишь, узнаешь — поставлю пять». И вот так: «Тупой ты, что ли? Совсем ничего не знаешь!» А тут вдруг — есть некие критерии, какие-то требования, а сама по себе оценка ничто и к знаниям так себе относится. А учителя в курсе? Если оценка — фиксатор неких требований (каких?), а не определитель того, насколько человек разобрался в предмете, понял тему, то почему учитель в школе делит детей на умных и тупых? Почему озвучивает это, выставляя оценки? И выдавая грамоты в конце года, говорит: «Умненькие детки хорошо учились весь год и получают…» Или: «Самым успешным нашим ученикам мы вручаем…» И даже: «Вот поумнеешь и тоже получишь грамоту...»

Успешны только отличники — это школа высекает на лбах / в сердцах детей с первого класса. При этом автор цитаты уверена, что это все «детей не обижает», если «родители учат правильно относиться к оценкам». Ага, опять родители все должны сделать. Ну, я такой родитель. Мне очень сильно плевать на оценки. Я не ругаю детей за двойки и не кричу от радости при виде пятерок. Я чаще всего даже не в курсе, какие у них там оценки. Но я в курсе их знаний. Мне квалификация позволяет определить, насколько мои дети хорошо читают, пишут, считают, думают, говорят. Я могу помочь им с трудными заданиями. Не ради оценок, конечно, и они это знают. 

Ну и что? Сын приходит из школы и делает математику. Он неплохо считает, ошибается, конечно, как и полагается второклашке. Но когда он исправляет ошибку, его основной вопрос: 

— Мам, вот зачем это все делать? Она мне все равно выше тройки не поставит. 

Второй класс. А уже распределены роли. Учитель за полтора года рассортировала умненьких, быстрых, удобных и отвлекающихся, медленных, неудобных. Роли розданы, оценки за каждым закрепились. Этому тройки хватит. А этой надо пять, она такая хорошая девочка. А этот мальчик, ему можно и четыре, если будет вести себя хорошо. Что, педагоги, будете говорить, что не так? Что у вас есть время, силы, разум, чтобы оценивать каждого индивидуально? Есть, конечно, есть ряд великих педагогов — у нас в школе тоже есть. Но большинство к ноябрю устает, сдается под завалом бумаг, аттестаций, черта с дьяволом. 

После Нового года у некоторых открывается второе дыхание, но, как загнанные лошади, к весне они перестают вообще видеть детей. А еще есть подработка — жить-то надо на что-то. Я, возможно, преувеличиваю? Но если учесть, что в школе, расположенной справа от моего дома, учится по 37 детей в каждом (с 1-го по 9-й) классе, а в школе, что стоит слева, в параллели 15 только первых классов и, я слышала, учителей настолько не хватает, что ведут занятия в началке воспитатели из детсада, при этом обе школы пашут, как военные заводы, в две смены, и почти у каждого учителя по два классных руководства — сильно ли я ошибаюсь?

Оценка — это все для учителя. Способ самореализоваться, повлиять на слабого родителя, поиздеваться над учеником, подсластить пилюлю, навести дисциплину. Это скипетр и держава. Особенно при отсутствии разума. А разум в школе иной раз и правда отказывает. Вечор раскрылось, что один педагог не сдержался и отходил ученика по спине утюгом, в итоге у парня ожоги, а у учителя оборвалась на 33-м году карьера последователя Макаренко. 

Так вот, оценки. Например, у сына двойка по английскому. Он расстроен страшно. При этом у второго класса английский два раза в неделю по 40 минут. 15 из 40 минут учитель добивается тишины. Сколько-то времени тратится на проверку домашнего задания. Потом новая тема. Дети учат язык с нуля. Два раза по, наверное, 20 минут в неделю. Семь месяцев, в каникулы занятий нет. Что можно выучить в таких условиях? Боже, оказывается, кучу всего. Сын на данный момент, по мнению учителя, должен знать около 150 слов, уметь строить предложения в единственном и множественном числе, задавать вопросы и отвечать на них, владеть оборотом have got, писать каллиграфическим почерком, рассказывать два десятка стихотворений, знать предлоги, уметь писать и читать транскрипцию. Семь месяцев два раза по 20 минут в неделю. Тут должен быть мат, но меня будут читать дети. Англичанка смело ставит сыну двойки и громко возмущается: почему ты третий месяц не берешь новый учебник? Парень резонно отвечает, что он и в старом еще разобраться не успел, зачем ему еще более непонятное продолжение? 

Двойки идут косяком. Едва сын освоил цвета, названия ряда предметов, животных и еще по мелочам из грамматики — учитель уже на 40-й странице второй части учебника и 37-й странице рабочей тетради, кажется, педагог собралась рассказать детям, что такое participial constructions. Однако при этом учитель горда, что знает язык, а за такими, как сын, закрепляется имидж идиота. Я, конечно, не хожу в школу вопить: «Кто дитятку обидел?», но кто-то же и ходит. И что? В ответ ему летит: «Не учите меня работать!» И тут уже не в оценках дело, хотя с них родимых все начинается… И вот после этого автор приведенной в начале цитаты пишет, что оценки детей не обижают. Конечно, сама по себе оценка — ничто. Ажиотаж вокруг нее — все. А ажиотаж кто-то создает. И в первую очередь учитель, официально провозглашая, что те, кто получил пять — молодец, а те, кто не получил — дурак. Прямо можно не говорить, что дурак — дети сами кратко сформулируют, что к чему. 

Оценка рулит в школе, она определяет многое. Совсем скверно, конечно, если оценка много значит и для мамы. Тут для ребенка совсем беда. Когда фронт со всех сторон, тогда à la guerre comme à la guerre, дорогие мамы и учителя, получите боевого товарища, а не приятного ребенка. Вы с ним не живете, вы с ним воюете, и дай бог ему сил для победы над вами. В школе становятся значимы любые мелочи, но не глобальное знание и тяга к нему. Важны оценки. Клеточки. Точки. Длина юбки и цвет волос. Купальник учителя оказался важен. Короче, вот они, те самые «критерии и требования» — непонятные, незначительные, возведенные на олимп, позволяющие не очень умным людям почувствовать себя важными и значительными. 

— Куда лепишь Петрову четверку? Куда? Он троечник, ему тройки хватит! — взвывает условная Марь Иванна, увешанная грамотами и титулами от самого главного по образованию в стране. 

— Но он же понял алгоритм решения? Он же увлекся и отлично ответил сегодня у доски! — всхлипывает условная Светлана Ивановна, получившая год назад диплом педагога.

 — Да завтра ему уже станет все равно! Он классический троечник. Господи, а Ивановой ты зачем четыре поставила? Она отличница, ей надо пять!

 — Но она проболела и не поняла тему, в следующий раз пять получит, я ей еще раз все объясню, если надо…

 — Она отличница! Она и так все понимает! Ей — пять, Петрову — три. Не спорь. Кто тут заслуженный учитель, а кто только работать пришел? 

Это в школе. А вот за ее пределами.

 — Маша, какие у вас ребята в классе? Дружно у вас? 

— Какие ребята, обычные. Вот Паша, он хорошист, а Варя — троечница, она вообще плохо учится. А вот Галя — отличница, она умная. Есть еще совсем двоечники, мальчики — они плохие и тупые. 

И музычка под финал: «Учат в школе, учат в школе, учат в школе…»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.