Образование Ирина Айдинова, старший инспектор СУ Следственного комитета РФ по РО: «В донском образовании работают неравнодушные люди. Совместные действия со школами позволили снизить статистику детских суицидов»

Ирина Айдинова, старший инспектор СУ Следственного комитета РФ по РО: «В донском образовании работают неравнодушные люди. Совместные действия со школами позволили снизить статистику детских суицидов»

Школа уже давно перестала быть местом, где дети только получают новые знания. Пока современные родители отдают все силы и время на то, чтобы обеспечить семью, ребенок проводит на уроках, а после них на дополнительных занятиях основную часть своего дня. А учителя становятся для них наставниками, советчиками, в идеальных случаях – старшими друзьями. Diplom.161.ru решил взглянуть на роль школьных педагогов и психологов с необычной токи зрения и попытался выяснить, какую роль они играют в профилактике несчастных случаев и преступлений в жизни детей. О роли донского образования в предотвращении и раскрытии преступлений, а также об особенностях расследования «детских дел» рассказала старший инспектор отдела процессуального контроля СУ СКР по РО Ирина Айдинова.

– Насколько часто в Ростовской области происходят преступления против детей?

– В 2013 году в следственные отделы нашего управления поступило 1028 обращений о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних. Это не намного меньше, чем было в прошлом году. В 2012-м поступило 1045 таких сообщений.

В 2013 году возбуждено 147 уголовных дел. В 2012 их было 296.

– В целом количество уголовных дел, где потерпевшими стали дети, снизилось. В чем причина такой динамики?

– Изменению статистики способствовали нововведения в законодательстве, произошедшие в марте 2013 году. Мы получили право проводить целый ряд экспертиз в рамках доследственной проверки. То есть уже до возбуждения уголовного дела мы могли видеть, есть ли состав преступления или нет. Но нельзя списывать снижение статистики исключительно на изменения в законах – это еще и профилактическая работа многих служб и ведомств, школ.

– Насколько при разбирательствах обстоятельств произошедших преступлений учитывается психологический комфорт ребенка?

– Мы пытаемся сделать досудебный процесс менее травматичным для ребенка. Мы активнее стали применять видеозаписи. Запись производится в комфортных условиях для ребенка. Предоставляются куклы, бумага, карандаши, чтобы ребенок мог, допустим, показать то, что он не может произнести вслух. Мы допрашиваем с использованием этих видеоматериалов наших подозреваемых, что позволяет исключить очные ставки.

Особенно когда речь идет о половых преступлениях в отношении несовершеннолетних, мы более тщательно работаем с законными представителями наших потерпевших – в частности, с мамами. К сожалению, мы столкнулись с парадоксальными случаями, когда мамы некоторых наших потерпевших работали во вред следствию, то есть подговаривали своих детей, склоняли их к даче неправдивых показаний о лицах, которые являлись их гражданскими супругами и совершали преступления в отношении их малолетних детей. То есть они принимали сторону мужа, пытаясь сохранить в семье человека, который асоциален, который злоупотребляет спиртным, не обеспечивает семью и плюс ко всему поколачивает эту же самую женщину, которая защищает его.

– Если сами матери пытаются скрыть преступления против своих детей, как о них становится известно следственным органам?

– В таких случаях вся надежда на общественность, школу. Мы всегда, выступая перед педагогическими коллективами, говорим учителям: будьте внимательны к детям, проводите тесты, обращайте внимание на их депрессивные состояния, устанавливайте контакты с семьями. Ведь педагоги имеют право изучать обстановку в семье, общаться с родителями. Ребенок не артист, и если имеют место какие-то психологические проблемы – это будет проявляться.

– В донском регионе продолжают происходить случаи детских суицидов. Расскажите, что может подтолкнуть ребенка к такому поступку?

– Мы проанализировали случаи суицидов и суицидальных попыток среди детей и пришли к выводу, что сегодня дети часто оказываются вне внимания взрослых. Родители заняты зарабатыванием денег. Многие считают, что вот мы его одели, обули, он сидит за компьютером, чем-то занят и, значит, все хорошо, родительский долг выполнен. Между тем у ребенка возникают проблемы, которые может на взрослый взгляд и не заслуживают внимания. Плохая оценка, конфликт с учителем, со сверстником, первая неразделенная любовь, ссоры с родителями – это все становится поводами для того, чтобы лишить себя жизни. Тем более у детей часто неосознанное отношения к смерти. Они не понимают, что нельзя чуть-чуть умереть. Чуть-чуть умереть – это умереть навсегда.

– Помогают ли школы работать на профилактику таких случаев?

– Проанализировав статистику преступлений, мы вышли на соответствующие министерства и ведомства. В итоге на уровне областного министерства образования были изменены программы и у психологов, и у педагогов.

Родители, безусловно, важное звено в воспитании детей, но с учетом ритма современной жизни, большую часть времени дети проводят в школе. Была проведена колоссальная работа с школами и общими усилиями мы добились того, что статистика детских суицидов стала снижаться. Но все равно мы не можем употреблять выражение «положительная статистика». Пока есть даже пусть один факт суицида, мы не можем говорить, что наша работа выполнена.

Фото: Фото и видео Юрия ЛЯШКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем