Образование Один дома: грамотный подход

Один дома: грамотный подход

Помню, когда мне было лет одиннадцать, и родители, уходя на работу, оставляли меня дома одну, я ощущала бурный восторг: можно пригласить подружек в гости, полазить по ящикам – это же жутко интересно, где что лежит! Съесть все конфеты и пойти гулять и вооб

Помню, когда мне было лет одиннадцать, и родители, уходя на работу, оставляли меня дома одну, я ощущала бурный восторг: можно пригласить подружек в гости, полазить по ящикам – это же жутко интересно, где что лежит! Съесть все конфеты и пойти гулять и вообще делать что вздумается. И кому интересно, что все вышеперечисленное входит в список родительских табу?..

Действительно, эта проблема знакома многим: когда мамы и папы нет рядом, детское любопытство часто берет верх над инстинктом самосохранения. Вот и получается, что наступившие летние каникулы в очередной раз четко обозначили проблему – рабочие будни никто не отменял, но и подросшего ребенка оставить по-прежнему не с кем. Утешьтесь: знающие люди убеждают – никого не надо, сами справитесь, главное – грамотно подойти к проблеме.

Самое время

Прежде чем перейти к животрепещущему вопросу – с какого возраста отпрыска можно оставлять в гордом одиночестве, – стоит уяснить одну простую истину: чем дольше вы будете контролировать каждый шаг ребенка, тем больше у него будет соблазнов натворить что-нибудь запретное, впервые оставшись в одиночестве.

Теперь о главном: эксперименты в духе знаменитой комедии «Один дома» психологи не рекомендуют проделывать с дошколятами. В возрасте пяти-шести лет еще довольно трудно управлять собой и контролировать свои желания, фантазии и эмоции.

А вот начиная лет с десяти – самое то. Затягивать с предоставлением «домашней автономии» чуть ли не до подросткового возраста психологи не советуют: в будущем это чревато нерешительностью, чрезмерной зависимостью от родительского мнения, комплексами и даже заниженной самооценкой.

Тяжело в ученье…

Давать почувствовать вкус самостоятельности нужно постепенно – буквально гомеопатическими дозами. Поэтому прежде, чем оставлять ребенка одного в квартире, немного потренируйтесь. В качестве разминки перед основным стартом предоставьте сыну или дочке максимум свободы в вашем присутствии и не контролируйте каждый его или ее шаг.

Создайте так называемую видимость полной свободы и самостоятельности, определите несколько часов для себя («мамин час»), когда вы будете заниматься своими делами, не отвлекаясь на ребенка: «Давай сейчас каждый будет заниматься своим делом. А через час мы с тобой обсудим, что же мы успели сделать». В качестве тренировки можно оставить отпрыска одного, но при этом не уходить из квартиры, например примите ванну или лягте спать. Создавая ребенку видимость своего отсутствия, вы учите его рассчитывать только на себя. В то же время и вам, и вашему любимому непоседе спокойно. Благодаря таким тренировкам ребенок быстро привыкнет к вашему временному отсутствию и не будет каждую минуту бросаться за помощью к маме. Теперь можно переходить и к полной самостоятельности.

Существует так называемый тест на самостоятельность, который психологи рекомендуют пройти прежде, чем ваш школяр познает прелести самостоятельной жизни. Итак, отвечаем утвердительно или отрицательно.

Ребенок может занять себя более двух часов и не прибегает к вам каждые пять минут за помощью.

Ребенок не боится темноты и закрытого пространства: он часто играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без ночника.

Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя).

Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в дочки-матери, больного и врача).

В играх ребенок не проявляет садомазохистских наклонностей: он понимает, когда ему будет больно, и старается избежать боли, он не пытается специально причинить боль животным, родителям, братьям и сестрам (исключение составляют игрушки – их ломают практически все дети, это нормально).

Ребенок умеет пользоваться телефоном.

Ребенок не мстительный: он не умеет подолгу таить злость, вынашивать план мести, быстро отходит и прощает обиды.

Ребенок умеет адекватно оценивать свои поступки: «Я поступил плохо. Мама будет ругаться», «Я все сделал хорошо. Мама будет довольна».

У ребенка дома есть определенные обязанности (убирать игрушки, стелить себе постель и так далее), и он ответственно их выполняет.

Ребенок непроизвольно соблюдает режим дня (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время), причем родителям не приходится постоянно контролировать его и напоминать о том, что пора спать. У «режимных» детей более развита внутренняя дисциплина (самодисциплина).

Если хотя бы на восемь пунктов вы ответите да, значит ваш отпрыск уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае лучше не рисковать.

Сила стереотипов

Вы никогда не рассуждали на тему, почему любые родители, как коза в известной сказке, уходя из дома, строго-настрого предупреждают чадо: «Никому не открывай!», а дети доверчиво распахивают двери перед грабителями, насильниками и аферистами?

«Все дело в том, что в воображении ребенка бандит – это отвратительный, злорадно ухмыляющийся и вооруженный до зубов монстр, – поясняет психолог Марина Звягинцева. – Ну, не так утрированно, конечно, но принцип ясен. Естественно, открывать такому дверь нельзя. А соседу дяде Ване, наверное, можно, или вот этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном. Увы, печальная статистика свидетельствует, что в большинстве случаев дети становятся жертвами насилия со стороны людей, им хорошо знакомых (соседей, родственников), или мнимых представителей правоохранительных органов и коммунальных служб. Конечно, самое простое – потребовать, чтобы ребенок вообще не отвечал на звонок в дверь. Но представьте себе психологическое состояние маленького человека, который сидит в запертой квартире, куда кто-то настойчиво звонит: ощущение довольно неприятное. К тому же молчание далеко не всегда защищает от вторжения непрошеных гостей».

Женщина с младенцем просит напоить или перепеленать ребенка, погорельцы собирают подержанные вещи, старушка умоляет вынести кусочек хлебушка – объясните ребенку, что это явные аферисты, и хоть они и вызывают жалость, пускать их в дом и вступать с ними в любые переговоры нельзя ни в коем случае.

Незнакомец представляется другом родителей и сообщает, что папа или мама попали в больницу, просят привезти его к ним (или, наоборот, живы и здоровы и ждут сына или дочь в цирке пли зоопарке)? Не открывать ни коем случае и немедленно перезвонить родителям на мобильный, а если нет связи с ними – еще кому-то из родственников.

Нередко дети доверчиво сообщают аферистам по телефону массу полезной информации: свое имя, фамилию, адрес, уровень достатка в семье и так далее. Поэтому обязательно отрепетируйте, как нужно реагировать на телефонные звонки, и нужно ли это делать вообще.

Ваша задача – объяснить чаду, что ни под каким предлогом нельзя сообщать по телефону свой адрес, рассказывать о подробностях жизни и доходах семьи (звонящий может сказать, что он из милиции или что он дальний родственник проездом из другого города и забыл адрес, что он представитель детского журнала и хочет привезти приз, что проводится телефонное анкетирование и так далее).

Безопасность превыше всего

Что касается безопасности ребенка, то давно замечено, что неприятности случаются в основном со скучающими, праздношатающимися детьми. Поэтому позаботьтесь, чтобы школяру было чем заняться в ваше отсутствие.

Несколько вариантов: пообещайте ему награду за прочитанную по школьному списку книгу, придумайте интересное задание (например, смастерить подарок ко дню рождения бабушки), оставьте диск с любимыми фильмами или купите интересные игры, которые надолго привлекут его внимание. Дайте задание сделать подборку фотографий по заданной теме, связанной с хобби сына или дочери (найти в Интернете – естественно, от родителей потребуется заранее установить фильтр). Кроссворды и подобные головоломки тоже способны на долгое время занять школяра.

Проявите фантазию, поинтересуйтесь увлечения отпрыска, и тогда вопрос, чем занять ребенка, перестанет быть актуальным.

Крупно и четко напишите все телефоны, которые могут понадобиться ребенку: мобильные и рабочие телефоны родителей; телефон кого-то из родственников, близких друзей пли соседей, которые быстро смогут прийти на выручку; номера милиции, пожарных, скорой помощи, службы спасения.

Повесьте листок рядом с телефонным аппаратом. Для наглядности рядом с каждым номером можно прикрепить узнаваемые и понятные ребенку символы-рисунки. Не помешает, кстати, убедиться, что ребенок умеет правильно набирать номер.

Если у вас радиотелефон, хорошо бы завести дополнительно и стационарный аппарат. Переносная трубка может разрядиться, и ребенок останется без связи.

Решив, что отпрыск будет оставаться дома один, установите для него четкие правила. Если вы хотите, чтобы он ими руководствовался, следует разъяснить их суть и обсудить, а не вводить в приказном порядке. Лучше всего разборчиво написать правила и положить рядом со списком телефонов на экстренный случай. Ободрите ребенка, сказав ему, что он уже достаточно взрослый, чтобы по-хозяйски относиться к дому. И конечно, вести себя достойно этого статуса.

Теперь – ближе к делу. Вы должны помнить о том, что, хотя нам постоянно напоминают об опасностях, которые таят в себе яркие баночки и бутылочки с лекарствами и бытовой химией, отравления бытовыми ядами и лекарственными препаратами по-прежнему остаются на первом месте среди несчастных случаев, происходящих с детьми.

Даже самые безобидные, казалось бы, сосудосуживающие капли в нос могут привести к смертельному исходу, если выпить весь пузырек, не говоря уж о сильнодействующих препаратах или содержащих едкие кислоты и щелочи средствах для мытья туалета или плиты. Поэтому все без исключения лекарства и средства бытовой химии должны быть надежно спрятаны в абсолютно недоступном для детей месте.

Режущие и колющие предметы, безусловно, тоже потенциально опасны. Но все же лучше научить ребенка правильно пользоваться ими и самостоятельно справляться с последствиями мелких травм. Подальше стоит убирать только очень большие и острые ножи для мяса, кухонные топорики, бритвенные лезвия и так далее.

Даже если ребенок уже умеет пользоваться плитой, в одиночестве лучше этого не делать. На время отлучки оставьте в термосе готовую еду (например котлету с картошкой). Если у вас есть микроволновая печь, еду можно разогреть в ней. Постарайтесь оставлять ребенку те блюда, которые он больше всего любит и ест с аппетитом. Могу сказать по собственному опыту, что если вы оставите ребенку ненавистный суп, который он и в вашем-то присутствии ест с отвращением, не сомневайтесь – ребенок в лучшем случае спустит ее в унитаз и заверит, что все было очень вкусно.

Высота манит любого ребенка. Конечно, мало кто сознательно решится усесться на перила балкона, свесив ноги вниз, но подставить стул, чтобы было лучше видно, что происходит во дворе, перевеситься через подоконник, чтобы отцепить запутавшуюся веревочку воздушного шарика, организовать операцию по спасению соседского котенка, застрявшего на балконном бордюре, – на это способен почти каждый ребенок. И если вы живете выше второго этажа, последствия могут быть самыми трагическими.

Конечно, проще всего было бы наглухо закрыть окна и балконные двери, оставив только приоткрытую форточку. Но, с одной стороны, если в ваше отсутствие начнется пожар, ребенок не сможет выбежать на балкон, где у него было бы гораздо больше шансов на спасение, чем в закупоренной наглухо квартире. С другой стороны, запретный плод всегда манит, и скорее всего, ваше чадо все равно довольно быстро сообразит, как справляться с оконными и балконными щеколдами. Поэтому запретами вы мало чего добьетесь.

Самое лучшее – регулярно объяснять, как опасно падение с высоты.

Учитывайте – кроме прочего – возможность возникновения ситуации «кот из дому – мыши в пляс»: в ваше отсутствие дети могут позвать к себе друзей, затеять в доме возню и даже устроить «вечеринку». Посему не падайте потом в обморок, узнав что-нибудь подобное. Один из превосходных способов избежать такого рода инцидентов – частые приезды домой раньше обычного и без предварительного предупреждения. Хвалите и поощряйте или, наоборот, ругайте детей в зависимости от того, что вы обнаружите дома. Однако помните, что дети есть дети, и не ставьте перед ними невыполнимых задач.

И последнее: будь у вас выбор, вы наверняка постарались бы не оставлять ребенка дома одного. Но нередко вас вынуждают к этому обстоятельства, связанные с работой. Очутившись в таком затруднительном положении, не терзайтесь постоянным чувством вины. Нет оснований полагать, что возникшая ситуация обязательно приведет к трагедии. Самое страшное последствие лета без присмотра, по мнению психологов, не в этом. «Ребенок может почувствовать себя одиноким, никому не нужным, если родители все время пропадают на работе, – пояснила психолог Валерия Микулина. – Летом это чувство становится особенно острым. Постарайтесь этого не допускать: теплые отношения с ребенком только помогут вам в непростом стремлении к детской самостоятельности».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем