RU161
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+21°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +17

6 м/c,

ю-з.

746мм 35%
Подробнее
1 Пробки
USD 94,09
EUR 100,53
Образование Гаджеты для малышей – за или против?

Гаджеты для малышей – за или против?

В современном обществе компьютеры и другие электронные устройства есть у каждого. С самого рождения ребенок окружен множеством гаджетов – видеоняня, телевизор, планшет, телефон – всего не перечислишь. Поэтому сейчас дети начинают интересоваться техническими новинками уже в возрасте от полутора до двух лет. По данным Госкомстата, в прошлом году число детей возрасте до восьми лет, которые регулярно (не менее четырех раз в неделю, с общей длительностью сессий более часа в день) пользуются электронными приспособлениями, составляло в нашей стране около семи миллионов человек.

Мнения родителей разделились – одни считают электронные игрушки и Интернет вредным занятием для своих детей, другие являются сторонниками разнообразных «виртуальных нянек», так как они позволяют надолго занять ребенка полезным делом.

Однако, по словам президента творческого объединения ЮНПРЕСС Сергея Цымбаленко, «большинство взрослых не отдают себе отчета в том, что сейчас уже сформировалось первое поколение людей, которое родилось и выросло в эпоху Интернета и массовых компьютерных технологий. Это поколение по-другому мыслит, оно независимо от взрослых в получении информации, оно само формирует картину мира». Какова роль разнообразных электронных устройств в развитии детей от рождения до школы?

Если старшему поколению освоение компьютера часто дается трудно, то дети воспринимают виртуальную реальность с ее обилием всевозможной сенсорной информации как очень удобную и интересную среду, в которой легко и быстро начинают ориентироваться. Множество развивающих игр, ориентированных на разный возраст, эффективно обучают малыша, он овладевает новыми знаниями, умениями и навыками. В дальнейшем ребенок при помощи обучающих программ может раньше других научиться письму, чтению, рисованию и многому другому. Как правило, у детей, которые регулярно играют в компьютерные «развивайки», более развита память, внимание, зрительное и слуховое восприятие (за счет того, что большинство игр озвучены и раскрашены в яркие, привлекательные цвета), а также фантазия и логика. Проще и родителям – при помощи планшета детей легко развлечь и успокоить, занять в пробке или в очередях, то есть в тех местах, где приходится долго ждать и нет возможности активно двигаться.

Мама двухлетней дочки Ирина Владимирова познакомила своего ребенка с детским планшетом в год и семь месяцев: «Планшет или телефон удобен в поездках, потому что Анечке иначе скучно в детском кресле. Я закачала в него программы, имитирующие карточки азбуки. Аня слышит четкие названия букв и слов, видит яркие картинки и сама их перелистывает. Ей это интересно, поездки проходят веселее и с пользой. Но дома я стараюсь больше времени посвящать обычным играм, дочка еще успеет повозиться с компьютером в школе».

Несмотря на всю пользу подобных «развиваек» для современных малышей, психологи отмечают и негативные последствия чрезмерного увлечения детей компьютерными технологиями.

В первую очередь страдает зрение. В раннем и младшем дошкольном возрасте глаза еще не привыкли к долгому напряжению, и зрение ребенка может сильно снизиться. Дошкольники должны проводить за компьютером не более двух-семи минут в час, с обязательными перерывами на другие занятия. Общее время, проведенное за компьютером дошкольниками, не должно превышать часа в день.

Еще один негативный аспект влияния компьютера на современных детей – возможное отставание в речевом и коммуникативном развитии из-за отсутствия общения с окружающими. Результатом этого в дальнейшем является плохое усвоение школьного материала и проблемы со сверстниками. Многие практикующие детские и семейные психологи, на прием к которым попадают «виртуальные» малыши, отмечают, что такие дети отвечают на вопросы односложно, не интересуются обычными игрушками, не стремятся к социальным контактам, не умеют себя занять, эмоционально отдалены от родителей. Часто это происходит по вине самих взрослых. Они сами проводят много времени за компьютером или просто слишком заняты, поэтому их общение с ребенком сводится только к самым необходимым вещам – кормлению, купанию и одеванию. Но детям необходим эмоциональный контакт с родителями, совместные игры и постоянное неформальное общение. «Дефицит живого общения в семье и обществе является основной причиной зависимости детей от компьютера», – об этом говорят все без исключения практикующие психологи. Так и не приобретя навыки игры и общения в жизни, ребенок теряет интерес к реальности, ведь виртуальный мир кажется ему более ярким и безопасным, там ребенка не ругают и всегда готовы принять.

Для того чтобы этого избежать, взрослым нужно больше времени уделять своему ребенку, чаще общаться с ним, знакомить его с разнообразием реального мира, объяснять и обсуждать новую информацию, совместно играть и т.д.

Кроме этого, гаджеты не должны заменять двигательную активность и сенсорный опыт детей. До трех лет малышу необходимо активно трогать, ощупывать разные материалы; до шести лет – вырезать, лепить, раскрашивать, шнуровать и т.д. А еще ему нужно прыгать и бегать, развивая и укрепляя организм.

Чтобы ребенок не «залип» в планшете, полезно объяснить ему, что электронное устройство – это не только развлечение. Например, если ребенок потянулся к принтеру – распечатайте вместе с ним яркую картинку, позвоните по телефону папе, найдите в компьютере интересную передачу. Это поможет сформировать у ребенка правильный подход к технике. Доступно объясните ему опасность чрезмерного увлечения компьютером, расскажите о том, что некоторые люди так привязываются к своему телефону или ноутбуку, что забывают даже есть, пить и спать и поэтому могут заболеть. Путь малыш спрашивает разрешения перед тем, как взять гаджет. Для того чтобы ребенок не столкнулся с нежелательной информацией, можно настроить детский аккаунт с ограничением доступа к нежелательным сайтам.

Как бы то ни было, сейчас компьютеры стали важной частью повседневной жизни общества. И получается, что чем раньше ребенок освоит современную технику, тем проще ему будет в дальнейшем, ведь умение владеть компьютером хотя бы на начальном уровне требуется детям уже в начальной школе. Чтобы ребенок правильно и с пользой приобщался к современным технологиям, нужно знакомить его с ними постепенно.

В возрасте одного года – двух лет у детей активно развивается речь, поэтому нужно уделить внимание формированию навыков общения. Расскажите малышу о правилах телефонных разговоров, позвоните родным вместе. Телефонное общение помогает развитию речевого слуха: не видя лица собеседника, малыш будет вынужден прислушиваться к его словам и интонации. Показывая ребенку мультфильмы, выбирайте истории с простым и реалистичным сюжетом, а потом обязательно обсуждайте увиденное.

В два-три года малыш может познакомиться с озвученными буквами и цифрами, самостоятельно «пролистывая» страницы электронной азбуки. Если вы читаете ребенку сказку, полезно будет посмотреть мультик по ее мотивам, чтобы ребенок мог визуализировать услышанное.

В четыре года малыш уже может попробовать рисовать не только карандашами и красками, но и в графическом редакторе. Это разовьет его творческие способности и фантазию. Можно составить вместе с ребенком его собственный плей-лист, чтобы он мог слушать любимую музыку.

Для старших дошкольников в возрасте пяти-шести лет есть множество обучающих программ и развивающих игр. Подойдите к процессу овладения новыми знаниями творчески – например, пусть ребенок нарисует на компьютере открытку к празднику и сам ее распечатает. Главное – контролировать время, проведенное им за планшетом, и вовремя возвращать малыша в реальный мир, который тоже очень интересный. А вот сделать его таким нужно родителям!

опр

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем