Молодой учитель в возрасте до 30 лет с диплом вуза, преподающий иностранный язык, информатику, математику, физкультуру или работающий в начальных классах, – именно в таких сотрудниках сегодня больше всего нуждаются школы Ростовской области. При этом желательно, чтобы этот специалист был готов отправиться в сельскую местность. Где найти таких учителей, региональные школы должны выяснить в ближайшее время. Иначе рискуют получить педколлективы, состоящие из сотрудников пенсионного возраста, и ощутить нехватку работников в селе.
Поговорка о том, что кадры решают все, актуальна для отрасли образования, наверное, как ни для какой другой. В Ростовской области в этом плане не так много проблем, как могло бы быть, отчитываются в минобразования региона. По данным ведомства, в школах Дона сегодня трудятся 54 тысяч учителей, обеспечивающих потребность региона в педкадрах на 98,2%.
В целом, можно было бы говорить о благоприятной ситуации, если бы не несколько негативных тенденций. Одна из них – старение педагогического корпуса. Молодых педагогов в школах сегодня можно пересчитать по пальцам. Значительную часть педсостава в основном составляют учителя предпенсионного и пенсионного возраста.
«На сегодняшний день средний возраст педработника в области составляет 43-46 лет. Анализ возраста педагогического состава школ показывает, что доля сотрудников до 30 лет составляет всего 12% от общего количества педагогических работников. Основная часть работников (это 54%) – в возрасте от 33 до 55 лет. И более 23% – это учителя в возрасте старше 55 лет», – рассказала министр образования Ростовской области Лариса Балина.
При этом не все работники школ сегодня имеют достаточный уровень подготовки, констатируют в ведомстве. Дипломом о высшем образовании сегодня обладают 72% учителей. Еще 23% окончили только среднее профессиональное учебное заведение. Однако повышать уровень квалификации в скором времени придется и тем, и другим.
«Вводятся федеральные образовательные стандарты, принят стандарт дошкольного образования, кроме того, принят профессиональный стандарт учителей в 2014 году. И требования к квалификации во всех этих документах достаточно жесткие и высокие», – отметила министр образования.
Еще одна проблема донских школ – неравномерность распределение учителей между городом и селом, отмечает министр. Учителя сегодня не слишком охотно устраиваются в учебных заведения в небольших населенных пунктов.
Однако у города и села есть и общая проблема, связанная с недостатком кадров. «На сегодняшний день существуют дефицитные специальности. Это учителя иностранного языка, информатики, начальных классов, математики и физической культуры», – пояснила Лариса Балина.
По словам министра, бороться с негативными тенденциями нужно начинать уже сейчас. Иначе не в столь далекой перспективе кадровые проблемы школы могут отразиться на качестве образования.
«Мы без сомнения можем говорить, что педагогические кадры – наиболее важная и ценная составляющая образования. Кадровое обеспечение школ – на сегодняшний день наиболее актуальная задача», – подытожила Лариса Балина.
Фото: Фото с сайта Sdnnet.ru, инфографика автора