Образование Чему учат в школе?

Чему учат в школе?

Ребенок с самого начала жизни – очень любознательное создание. Ему интересно все, что его окружает, он познает свойства предметов, хочет сам попробовать сделать то, что делают взрослые, не перестает удивляться и радоваться открытиям. В год, два, четыре, шесть лет ребенок – маленький исследователь, открытый людям и всему новому.

Что же происходит с этим ребенком, когда он приходит в среднюю школу? Куда уходит его стремление познавать, делать открытия и всему учиться? Он скучает за школьной партой, не доверяет учителям, не любит школьные предметы, домашнее задание воспринимает как наказание. Весь его интерес к учебе заключается в том, чтобы получать хорошие оценки, а чуть позже – успешно закончить школу и поступить в вуз. Из школы выходят люди, готовые исполнять поручения, но не способные мыслить творчески. Молодые люди в 16-17 лет не понимают самих себя, не знают, чего хотят, что им по-настоящему интересно. И они чаще всего плохо ориентируются в том, что есть в современном мире. Выбирая будущую профессию, они ориентируются либо на моду и современные тенденции (несколько лет назад молодежь стремилась попасть на юридический, экономический факультеты), мнение родителей (у них больше опыта и знаний), и гораздо реже – на истинное понимание того, чем они сами хотят заниматься, кем хотят быть. Что касается знаний, которые дети получают в школе, – об этом много говорит сатирик Михаил Задорнов – они оставляют желать лучшего. Выпускники средней школы не знают ни истории, ни литературы и экзамены сдают в форме ЕГЭ, где практически не нужно думать и рассуждать.

Просиживая целые месяцы и годы за школьной партой, дети просто воспринимают, запоминают, выучивают то, что им говорят учителя, не анализируя, не выражая своего мнения по тому или иному вопросу, не проявляя живого интереса, не пытаясь докопаться до сути. Математика, физика, география – все школьные предметы даются как данность, как набор формул, перечень накопленных знаний, которые ученик должен выучить. И у него практически нет возможности рассуждать, задавать вопросы себе и остальным: почему литературный герой поступил тем или иным образом; почему исторические события сложились именно так и как бы могла развернуться история страны, если кто-то в какой-то момент действовал по-другому; и как удивительно, как совершенно устроен человеческий организм и что можно сделать, чтобы все системы в нем работали лучше и дольше. Мир вокруг нас и внутри нас бесконечно велик и интересен, и как много вопросов могло бы возникнуть у каждого ученика, как много новых интересов могло бы у него возникнуть на уроке истории, географии или физики! А после уроков ребенку уже некогда возвращаться к этим загадкам и вопросам – есть еще секции, прогулки с друзьями, а домашнее задание надо сделать как-нибудь побыстрее, чтобы отвязаться. Школа могла бы выпускать очень интересных, развитых людей, если бы в ней все было устроено иначе. Если бы школа ориентировалась на ребенка, а не на систему, в которой самому ребенку уделяется очень мало места.

А что скажут по этому поводу сами учителя – люди, которые изнутри знают эту систему, которые каждый день вынуждены либо подстраиваться, либо искать свой путь обучения детей? Своей позицией поделилась учитель математики средней общеобразовательной школы. По некоторым причинам она пожелала не называть своего имени.

«Цель учителя – научить детей обходиться без учителя, научить их быть самостоятельными, научить мыслить. Но наше образование устроено с точностью до наоборот: ребенок – как флешка, на которую мы записываем готовые знания. Сам он ничего не может на уроке: вставать, кричать, высказывать свою точку зрения; он должен слушать, впитывать, запоминать. И пришли мы к этому через дисциплину, через родителей, через контроль. В итоге из школы выходит ученик, у него есть список знаний по каждому предмету, сданы экзамены в форме ЕГЭ. Он умеет решать задачи по готовому шаблону, он умеет действовать в стандартной ситуации, но, как только меняются условия, возникает незнакомая проблема (как в учебе, так и в жизни), ребенок теряется, он уже не знает, как ему решать, как ему действовать. Дети на уроке должны общаться. Задавать вопросы и искать на них ответы, думать, рассуждать. Сейчас попробуем в школу прийти и задать детям вопрос: что такое уравнение, что такое функция. Тишина. Почему? Потому что их с малолетства научили, что им нельзя разговаривать, нельзя обсуждать.

Учителя поставлены в еще более сложную ситуацию – они задавлены бумажной работой, они вынуждены брать большую нагрузку, чтобы получать более или менее достойную зарплату. У учителей тоже практически нет возможности мыслить, рассуждать, фантазировать. И когда у меня открытые уроки, я всегда знаю, что мне нужно в этот момент вставить то-то, в этот – другое, не потому что так лучше для детей и интереснее, а потому что так правильно. Учителя – и я сама в такого учителя превращаюсь – переходят от истинной цели и идеологии образования, миссии быть учителем к выполнению ежедневной рутинной работы. Для них важнее, и для меня сейчас тоже становится важнее то, как я заполню журнал, а не то, как я проведу урок. Когда я пришла в школу, у меня было много идей, и я делилась с другими учителями. Но я столкнулась с тем, что учителям просто некогда этим заниматься. Мне говорили: «Хочешь – делай, но делай в своем классе». Вот на своем классе и я реализую свои идеи. Я по сути своей идеолог, я хочу каждого ребенка послушать, каждому ответить. Но я вижу, что сначала была одной, а спустя два года я другая. И я уже могу себе на вопрос ученика позволить сказать: «Тихо!» Может быть, в других школах по-другому, но сколько я общаюсь с коллегами – везде так. Учителя идут по ложному пути».

«Наша система переходит не просто к усредненному знанию, она воспитывает отторжение к школе как к институту, причем на всех уровнях, – считает преподаватель факультета филологии ЧелГУ Надежда Приходкина. – Это и на уровне пребывания детей в школе, когда обучение проходит с восьми утра, и это в условиях уральских морозов, утренней темноты. Наверное, нет необходимости так рано обучаться. Если ребенок учится в колледже или лицее, он находится там с восьми утра до восьми вечера; пока они не проведут все спецкурсы, пока все не спляшут, их домой не отпускают. Получается, что ребенок не живет, обучаясь, а учится, и жизнь где-то проходит. И это не приносит желаемых результатов. Если есть одну и ту же кашу, ты ее возненавидишь. Так и здесь. И добро бы, если бы это чем-то компенсировалось. На многих уровнях можно видеть поражение школы – на уровне психологическом, на уровне знаний, на уровне воспитательном и так далее. Трудно всем: и школьникам, и учителям. И виноват не директор школы, это система. Сейчас есть большая потребность в частных школах, где будут видеть личность ученика и не будут из него делать маленького гения».

Многие это понимают, многие осознают, что система образования в России хромает на обе ноги. Принимаются новые законы, повышаются зарплаты педагогам, но суть нашей школы не меняется. Система образования очень консервативна, она складывалась столетиями, и страна наша настолько велика, что поменять в ней что-то, даже постепенно, не так просто. Говорят о новых федеральных госстандартах в образовании, по которым обучение в школе будет строиться на личности каждого ребенка. Хотя, по словам педагогов, еще долгое время этот новый стандарт будет реализован только на бумаге. Открываются частные школы, но работают в них, скорее всего, те же самые учителя, которых в свое время готовили одни и те же вузы.

Что же делать в такой ситуации родителям, которые хотят лучшего для своих детей? Образование необходимо каждому человеку, ребенку просто необходимо учиться, познавать, совершать открытия, и вовсе не для того, чтобы потом получить какую-либо профессию, но для того, чтобы вырасти полноценной, всесторонне развитой личностью. Некоторые родители идут по пути семейного образования, то есть обучают детей всему сами, привлекают репетиторов, однако этот вариант подходит далеко не всем семьям. Но ответственность за образование детей родителям в любом случае нужно брать на себя. Если не учить их самим, то постараться найти или создать для ребенка такие условия, в которых он с удовольствием будет учиться. Постараться найти для ребенка экспериментальную или частную школу, где будут видеть личность ребенка, где он будет получать качественное образование, где учиться ему будет по-настоящему интересно. Если такой возможности нет и ребенок учится в обычной общеобразовательной школе – так важно помочь ему сделать процесс обучения интересным. Самим интересоваться тем, что ребенок изучает в школе, вместе с ним изучать интересные энциклопедии на эти темы, смотреть познавательные фильмы, чтобы не заглушить, но поддерживать эмоцию интереса у ребенка. Быть может, книга, прочитанная дома вместе с мамой, эксперимент, проведенный вместе с папой, сыграют не последнюю роль в дальнейшем обучении и выборе профессии подрастающего человека. Приглашать друзей своего сына или дочери домой и вместе обсуждать интересные, значимые темы, поднимать вопросы, которые они никогда не затронут в школе. Нужно быть очень внимательными к нашим детям, чтобы не упустить чего-то важного. Пока он растет, его гармоничное развитие, его счастливое настоящее и будущее – в наших руках.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем