Курс «Основы религиозных культур и светской этики» со следующего учебного года будет введен во всех образовательных учреждениях страны. Соответствующее распоряжение подписал Владимир Путин, но пока непонятно, где брать малокомплектным школам преподавателей, и будут ли ставиться оценки по предметам.
С января по март текущего года родители учеников должны определиться с выбором модуля для своего ребенка, а уж затем школы сформируют заказы для учебно-методической литературы.
На февраль-март запланировано обучение учителей. Кроме того, в Интернете появится специальный портал, где будут размещаться методические материалы по вопросам учебного курса, а также различная оперативная информация. Также силами минобрнауки будут создаваться и совершенствоваться эти рекомендации по мере необходимости.
Напомним, что эксперимент по введению школьного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» начался в последней четверти 2009-2010 учебного года в 19-ти российских регионах, впоследствии к ним присоединились еще два – республика Марий-Эл и Ярославская область. Из шести модулей ученики четвертых классов должны были выбрать один. По последним данным министерства образования и науки РФ больше всего родительских голосов получили «Основы светской этики». На втором месте по предпочтениям «Основы православной культуры», затем «Основы мировых религиозных культур», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры».
«Это серьезный вопрос. Введение такого курса – это изначально была инициатива Русской православной церкви, – делится своим мнением первый проректор Донской духовной семинарии иерей Григорий Гриднев. – Каждый из предложенных курсов по-своему хорош. Дети смогут ближе познакомиться с историей, культурой своей страны. Духовное содержание учебных курсов позволяет человеку реализовать свое право на изучение своей религии, попытку найти себя. К сожалению, верующих в наше время меньше. Преобладают «сочувствующие». По поводу того, что большинство родителей выбрали изучение «Основ светской этики», я думаю, это неправильно. Так как они думают, что их детей там будут учить «как правильно держать вилку» и тому подобному. Это, скорее, некое философское образование, основы философии. Лучше, конечно, изучать православие. Потому что это наши корни, заложенные в сознании и подсознании каждого».
По мнению экспертов, далеко не во всех регионах страны ситуация с готовностью к внедрению курса однородная. Многие школы, особенно сельские, не готовы предоставить ученикам выбор из шести модулей из-за нехватки учителей. На заседании минобрнауки звучало даже предложение объединить эти науки в одну. Именно из-за этих проблем в школах будут вводить дисциплины постепенно.
«В институте повышения квалификации преподаватели проходят специальную подготовку для обучения школьникам по этим предметам, – продолжает Григорий Гриднев. – Епархия тоже способствует в этом вопросе, проводя выездные курсы. Обучение этим предметам может повлиять на современную молодежь, так как уже ничего практически не работает. Поэтому лучше, конечно, обратиться к церкви».
Представители конфессий неоднозначно восприняли новость о введении курса. Председатель конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган не против самого введения. Но в основном мнения религиозных общин сходятся в одном – учебники несовершенны, и их нужно дорабатывать.
«Если все-таки такой предмет будет введен, то это может еще больше усугубить межнациональные отношения, – говорит председатель ростовской областной
таджикской национально-культурной автономии «ВАТАН» Руслан Суноваров. – Эти учебники абсолютно не доработаны. Как вообще можно было написать такую чушь? Пусть уж лучше будет все, как есть, и дети живут спокойно».
Пока остается неясным главный вопрос – будут ли по новым предметам ставить оценки.
Во время эксперимента никто оценок ученикам не выставлял, а следовательно, этот предмет не значился в итоговой ведомости, и у родителей была возможность отказаться от его изучения.