19 августа понедельник
СЕЙЧАС +23°С

«Я — антифашист красоты»: Дэн Зозуля — о Rammstein, творчестве и крови Линдеманна на «Ноже»

Ростовский художник рассказал о том, как ему работалось с известными немецкими рокерами

Поделиться

Дэн шутит, что в детстве его уронили в котел с китчем

Фото: denzozulya/Instagram.com

В конце ноября в России вышел сборник стихов лидера немецкой группы Rammstein Тилля Линдеманна Messer. Оформлением книги занимался художник из Ростова Дэн Зозуля. Мы поговорили с ним и выяснили, как Дэн познакомился с культовыми немецкими рокерами, над какими проектами работает сейчас и почему его выставки не принимает ни один музей в городе.

Работа с Rammstein

30 ноября в России вышла книга Тилля Линдеманна Messer («Нож»). Это сборник ранних стихотворений лидера немецкой группы. Заняться ее оформлением предложили 29-летнему Дэну Зозуле.

― Мы познакомились с Тиллем в 2016 году на закрытом мероприятии после презентации их нового альбома. У меня с собой была папка с работами. Я передал ее Линдеманну со словами: «Посмотрите, вам понравится». Я был прав — понравилось, — улыбается Зозуля.

Линдеманн начал рассказывать о своем новом знакомом друзьям. В итоге Зозуле предложили оформить обложку российского издания биографии клавишника Rammstein Кристиана Флаке Лоуренца (Christian Flake Lorenz).

Дэн работал над оформлением биографического сборника клавишника Rammstein Кристиана Флаке Лоуренца

Дэн работал над оформлением биографического сборника клавишника Rammstein Кристиана Флаке Лоуренца

― Всю работу сделали за неделю. Европейцы работают вдумчиво и долго, а мы — вдумчиво и быстро, — говорит Зозуля, — Флаке потом написал, что ему понравилось, зашло: «Автор понял мою задумку».

Вопрос об оформлении Messer встал год назад. И в течение этого времени шел обмен идеями, эскизами с издательством и Тиллем.

― Лично встречались и работали удаленно. Было легко. Я прислал первую партию рисунков и получил в ответ: «Класс, скинь еще». Сразу стало понятно, что мы на одной волне, на полном доверии и с ним, и со всей командой. Из более 200 рисунков в книгу вошли 26–30 моих иллюстраций, — добавил он.

Существует миф, что страницы сборника Тилль окропил собственной кровью. Так вот это не миф — кровь на страницах книги настоящая и принадлежит Линдманну. Произошло это так.

― Час ночи, отель. Тилль порезал себе руку и заляпал страницы. Мы сразу их отсканировали. Кровь оказалась на рабочих макетах, превьюшках, стенах и полу. Крови много, но обошлось без скорой. Это большая удача — работать с таким человеком. По Тиллю видно, что ему в рабочем процессе интересно всё до мельчайших деталей, — делится художник.

В конце ноября в России Тилль Линдеманн презентовал книгу Messer

В конце ноября в России Тилль Линдеманн презентовал книгу Messer

Месяц после после работы над этим проектом Дэн ничего не рисовал. По его словам, очень сложно выходить из погружения в такую работу.

― Messer — самый интересный проект, над которым я работал. Удивительно: ты встречаешь людей, чьи плакаты висели у тебя в комнате много лет назад, и можешь их обнять. Мы планируем и дальше совместную работу, — добавил Дэн.

До Messer

Дэн рисует с детства. Но только в 27 лет понял, что может заниматься творчеством и при этом быть успешным.

― Я учился в архитектурной академии, но с самого начала понимал, что не буду этим заниматься. Архитектурка — хорошая основа, если планируешь вести свою жизнь в креативном ключе. Это философская и эстетическая база, знания, это определенный образ мышления от идеи до реализации. А потом можно получить и другое образование, — советует Зозуля.

Свое первое дело он открыл на третьем курсе — это была студия дизайна интерьера. После нее Дэн и его друг открыли SMM-студию. Было еще несколько успешных предприятий, но через несколько лет после старта Дэн их сворачивал или уходил — становилось неинтересно.

По словам Дэна, творить он начал в раннем возрасте

По словам Дэна, творить он начал в раннем возрасте

― Ты понимаешь, что бизнес хоть и хорошо развивается, но суть его не меняется — ты по-прежнему создаешь и будешь создавать интерьеры. Два года назад я закрыл последнюю фирму, заперся в мастерской и рисовал, — делится Зозуля.

Последние два года, которые Дэн занимался исключительно рисованием, для него оказались тяжелыми, но «это того стоило». По словам художника, теперь благодаря Messer он может назвать себя коммерческим художником.

― Я только начал. Я занимаюсь не искусством, а качественным ремеслом. Не знаю, через сколько надоест — эмоционально мне сейчас комфортно. Лет через пять, наверно, начну думать об уходе в полноценное искусство. Буду делать и продавать идеологически подшитые полотна, — предполагает Зозуля.

Чан с китчем

Его работы можно назвать вызывающими, провокационными. Дэн шутит, что в детстве его уронили в котел с китчем:

― Мне говорят: «Зачем показываешь то, что тебе не нравится? Ты популяризируешь грязь и потребительство». И только несколько человек скажут: «Как классно ты это проиллюстрировал». Я впитываю всю пакость, и мне надо ее возвращать. Чтоб уничтожить что-то, необходимо проникнуть внутрь. Злость у меня вызывают только те, кто делает так, как показываю я. Простите, сами виноваты!

Себя Зозуля называет воинствующим антинационалистом красоты. В видео, которое когда-то заблокировала прокуратура, он говорит о фашизме красоты и геноциде индивидуальности. О чем это, объясняет так:

― Нас встречают по одежке и провожают по одежке. Если ты хорошо и дорого выглядишь, то будешь выгодным приятелем. В противном случае приходится тяжело. Я всегда на себе это чувствовал. Тех, кто не попадает в современные тенденции красоты, притесняют. Я отношу себя к тем, кто вырос из притесняемых и не стал притесняющим. Красота — это гармония.

Власть и искусство

По словам художника, он постоянно ощущает давление со стороны людей у власти. Ему сейчас закрыт доступ ко всем муниципальным площадкам. А началось всё в 2012 году с выставки, проходившей в только открывшемся Creative Space.

― Чтоб как-то раскрутить площадку, получить поддержку властей, туда пригласили чиновников. На выставку пришли люди из Минкульта, сильно разозлились на что-то. После этого мне, как художнику, закрыли в регионе все муниципальные пространства. Зато в европейском туре я распродал все полотна, — рассказал Зозуля.

Такая ситуация его только радует, дискомфорта художник не испытывает — ему достаточно коммерческих площадок и выставок за пределами СНГ. Цели «легализовать себя как искусство» через музеи Зозуля не ставит.

Вторая стычка с властями связана с видео «Монолог о потребительском обществе», которое вышло на YouTube год назад. На кадрах — стены, по которым стекает кровь, на фоне которых Дэн отрезает и ест собственную руку.

— Меня задела ситуация, когда в Москве за какими-то дорогими кроссовками выстроилась очередь. Захотелось высказаться. Ролик получился ужасного качества, но он набрал 1,5 миллиона просмотров, — поделился художник.

Результат: канал закрыли, видео удалили, а Зозулю вызвали в прокуратуру. Оштрафовали на 1200 рублей за пропаганду насилия и гомосексуализма, которой, по словам Дэна, там нет.

— Видео залил снова, сейчас оно набрало 200 просмотров. Мне могло быть обидно, если бы была цель раскрутиться или продавать рекламу. А так я рад, что смог задеть таким образом хоть какие-то ниточки, — считает Дэн.

Страшный мир и собственный сериал

Сейчас Зозуля работает над другими проектами. В следующем году он планирует выпустить на YouTube своеобразное шоу.

― В нем я ставлю странные декорации, учу людей, как красить валиком жопы в синий цвет. А уборщик у меня — Покрас Лампас. Есть сценарий, уже сняли две сцены для первого выпуска. Если людям понравится, то будет продолжение, сериал, — делится автор идеи.

Параллельно он хочет создать квест, который одновременно бы существовал в реальности и виртуальном мире.

― Это будет мой страшный мирок, который прокачу по стране. Я хочу погрузить людей в мир моих кошмаров. Выглядеть это будет так: гуляешь по пространству в очках со звуковым сопровождением. Для интерактива отснимем актеров. Будет несколько веток сюжета, которые развиваются в зависимости от действий человека, — описывает задумку художник.

Сейчас художник работает над несколькими необычными проектами

Сейчас художник работает над несколькими необычными проектами

Работа над проектом начнется в середине января, а запустят его при самом лучшем раскладе в сентябре 2019 года.

― Обычно получается дольше, чем планируешь. До меня такого никто не делал. Там много технических заморочек. Кто-то заявил, что это вообще невозможно сделать. Те, с кем я работаю, сказали, что это сделать можно, но очень сложно. А я ищу тех, кто скажет «возможно и просто». Сложности связаны и с финансированием, а также с плотным графиком задействованных людей, — сетует Зозуля.

Где лучше

Зозуля родился и вырос в Ростове. Но к своим 29 годам он успел побывать в 120 городах России, в Европе и пожить в США. При этом художник сейчас живет в донской столице. Говорит, что не нашел еще города, в который хотел бы переехать, поэтому остается в Ростове.

― Везде одинаково. Если тебе хорошо здесь, то будет хорошо в любой точке мира. Всем, кому кажется, что ему город чего-то недодает, советую переехать на время в Москву. Там получишь по щам, поймешь, что ты никто и что таких людей — миллионы. Тогда начнешь хорошо работать, — уверен художник.

По словам Дэна, Ростов — это прежде всего красивые мужчины и женщины.

— Нужно поездить везде, чтоб понять, насколько у нас красивые люди. Я имею в виду не трендовость красоты, когда каждая девушка мечтает о широких бровях, а природную красоту. А еще наш город — это тепло и шаурма. А главное отличие Ростова от других городов — здесь родился Дэн Зозуля, — заключил художник.

У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Ростова. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news161ru.

Увидели в городе что-то интересное или необычное? Сообщите об этом всему Ростову! Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во ВКонтакте, Facebook и Одноклассники, а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–918–50–50–161 или на почту: 61@rugion.ru. Телефон службы новостей: 303–06–14.

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Гостья
    8 мар 2019 в 10:30

    Знакома с художником лично. Половина статьи творческий вымысел героя. В Ростове полно мест, где свободному художнику есть возможность организовать выставку. Вопрос в том: есть ли что показывать? Любое творчество имеет манифест, герой статьи использует символизм «общества потребления», объясняя своё творчество. Это до боли похоже на сюжет одной книги Бегбедера и фильма по ее мотивам. Ничего нового, а только заимствование смыслов. Герой статьи просто фрик и в этом его искусство, изначально не было никакой глубинной цели, было лишь только желание поразить какую-нибудь публику. В статье говорится о его многочисленных бизнес-проектах, однако не привели ни одного примера работ его дизайна. Просто, потому что дизайнер он посредственный и поэтому, заработок эта деятельность ему не приносила. Он нашёл себя в эпатаже, я лично ничего не вижу в этом плохого, это тоже своего рода творчество. Просто не понимаю зачем так много врать и лепить образ «непонятого-ущемлённого», творческой силы это не придаст, будь уже панком везде в таком случае. Созданный образ неклеится с реальностью, художник должен быть максимально искренним с аудиторией, а тут человек хочется КАЗАТЬСЯ кем-то, а не БЫТЬ.

    P.S.: пример фото и видео из суда вообще смех, герой статьи там вообще выступает СВИДЕЛЕМ потерпевшего, который получил по лицу за то, что ухаживал за чужой девушкой и не смог ответить за это как мужчина.

    Екатерина
    18 дек 2018 в 09:33

    Крутой художник, знаю его лично, очень талантливый и с хорошим житейским чувством юмора и восприятия жизни)))) Очень радостно, что талантливые люди находят путь наверх

    Гость
    18 дек 2018 в 08:32

    На 161.ру начали публиковать интересные материалы о современной культуре. Удивляешься, что мещанский Ростов на самом деле значительно шире устоявшихся стереотипов.