Бизнес Как в Ростове работает экономическая амнистия

Как в Ростове работает экономическая амнистия

Дочь ростовского мэра Ольгу Чернышеву, осужденную за махинации с землей на сумму более чем в 200 млн рублей, освободили от наказания прямо в зале суда. А амнистию экс-председателя «Земкомбанка» Александра Наровилова, уголовное дело против которого прекращали несколько раз, «отменил» следователь, подкорректировав позицию обвинения.

Громкое дело в отношении Ольги Чернышевой, дочери ростовского градоначальника Михаила Чернышева, находилось под пристальным вниманием общественности достаточно долгое время.

Суть этой необычной для современных реалий (не часто, согласитесь, под следствие попадают родственники высокопоставленных чиновников) истории заключалась в том, что несколько лет назад Ольга Чернышева приобрела на деньги инвесторов участки под Ростовом, оформила их на свое имя, а потом перепродала за 260 млн рублей. Но деньги предпринимателям не вернула. Следствие длилось 20 месяцев, в итоге ее приговорили в октябре прошлого года к двум годам лишения свободы (разумеется, условно), а в середине января решением облсуда ее освободили от наказания – по амнистии, объявленной к 20-летию Конституции России.

Справедливым было это или нет, спорят до сих пор. Амнистия ведь – на то она и объявляется, чтобы освобождать от уголовной ответственности тех, чья угроза обществу не столь велика, включая беременных женщин, пенсионеров, малолеток и тех, чье наказание не связано с лишением свободы.

Согласно представленным на днях данным регионального ГУФСИН, в Ростовской области под действие этой амнистии подпадают 164 человека, 60 из них уже освобождены. Однако этот акт мог бы, вероятно, охватить значительно большее количество людей. Или, по крайней мере, восстановить самую что ни на есть человеческую справедливость. Например, в деле Александра Наровилова, бывшего председателя «Земкомбанка» (кэптивного банка агрохолдинга «Юг Руси»), которое не стало публичным, хотя вполне могло на это претендовать.

«Земкомбанк», который под руководством Александра Наровилова увеличил свои активы почти в 20 раз (со 150 млн рублей до трех млрд рублей), обвинил своего бывшего председателя правления в том, что во время кризиса он выдал кредит коммерсанту Вячеславу Атоеву на сумму 10 млн рублей. А тот проблем своих решить не сумел, и его долг перед банком «завис». Правда, финансовая организация, разумеется, подстраховалась, взяв с Атоева залоговые обязательства – недвижимость и поручительства.

И у следствия ничего не получилось, несмотря на то, что дело по статье 201 УК РФ ч. 1, «Злоупотребление полномочиями вопреки интересам организации» в отношении Наровилова то отменялось, то возбуждалось (причем, с разницей в месяц) аж семь раз, и длилось это все несколько лет. В итоге, после вмешательства Генпрокуратуры и областной надзорной инстанции, уголовное преследование было прекращено с формулировкой «За отсутствием состава преступления».

«При заключении договоров с ООО «Бизнес-Контракт» Наровилов преследовал интересы «Земкомбанка», – было сказано в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела.

«Имевшая место невыплата суммы задолженности заемщиком является кредитным риском», – пояснил в свою очередь и президент Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков.

Более того, экс-банкира реабилитировали по решению Октябрьского райсуда, которое подтвердила и кассационная областная инстанция, и выплатили ему компенсацию. Но радоваться, как выяснилось, было рано: кто-то явно не хотел, чтобы он стал невиновным. И спустя несколько месяцев ранее закрытое дело было вновь возбуждено. Плюс к прежней претензии к выданному кредиту добавили еще одну – по пролонгации для того же бизнесмена ранее открытой кредитной линии.

«Опять же – странный упрек, – говорит сам Александр Наровилов. – Было ведь указание ЦБ РФ о реструктуризации долгов, и «Земкомбанк» его применил не менее чем к десяти заемщикам на общую сумму более 200 млн рублей. И это позволило нам сохранить в кризис и ликвидность банка, и лицензию на работу. Иначе могли рухнуть, как это случилось с ЮТБ и «Донбанком». Но мои «заказчики», решив устроить прессинг, выдернули из этих десяти должников только кредит Атоева – все потому, вероятно, что его невозврат был признан, а сам он был осужден на полгода: хотели, наверное, договориться с ним, ведь человек в таких условиях, конечно, становится более сговорчивым. Но ничего не получилось. Однако все это сказалось на моем здоровье, и я попал в областной кардиоцентр с приступом».

Только и это не остановило работников следствия. Наровилова силой вытащили оттуда на допрос в городское УВД, где ему предъявили обвинение по части 1 статьи 201 УК РФ. Правда, случилось непредвиденное: экс-банкиру стало плохо, пришлось ему вызывать скорую и везти вновь в больницу.

А когда была объявлена амнистия к 20-летию Конституции, его вновь «пригласили». И недвусмысленно дали понять: либо он подписывает признание и оказывается свободным, либо – вперед на зону. 64-летний пенсионер, за несколько лет мытарств ставший инвалидом, сдался: подписал. И сделал это напрасно, поверив в искренность чужих обещаний. Обвинение быстро переквалифицировали, изменив пункт 1 статьи 201 УК на пункт 2, которая подразумевает уже не существенный, а тяжкий вред, и все: амнистия была закрыта.

«Настоящая подлость и вранье, – утверждает Александр Наровилов. – При мне банк рос и развивался, открывал новые филиалы, после меня – продолжил идти уже по накатанной, его прибыль продолжала расти».

Однако надежда на справедливость у экс-банкира все-таки остается. Понятно, что против него выступают силы, идущие напролом, лишь бы достигнуть своей цели, которая заключается в мести, считает сам Александр Наровилов. Но ведь всему есть предел. За исключением уже упоминавшейся, впрочем, подлости.

Для сравнения: как наказывают в Ростове-на-Дону за экономические преступления

  • за 377 млн рублей незаконной выдачи казенных денег экс-глава Юго-Западного Сбербанка России Михаил Золотарев, против которого было возбуждено уголовное дело по той же статье 201 УК РФ, что и в отношении Александра Наровилова, был осужден на три года лишения свободы – условно. К слову, согласно материалам дела, он изменил коллегиальное решение кредитного комитета;

  • за незаконную выдачу коммерческих средств в сумме 1,3 млрд рублей директор ростовского филиала Импэексбанка Евгений Муругов получил 5,5 лет зоны;

  • дочь мэра Ростова-на-Дону Ольга Чернышева, обвинявшаяся в махинациях с земельными участками (ущерб свыше 200 млн рублей), была осуждена на два года лишения свободы условно и освобождена от наказания в связи с амнистией к 20-летию Конституции РФ.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем