Дети, в отличие от их родителей, ничуть не страдают из-за кризиса, выяснили исследователи. Суммы, выделяемые им на карманные расходы, растут даже с уменьшением родительских зарплат. О том, с какого возраста стоит начинать выдавать карманные деньги, почему нельзя контролировать детские траты и платить за хорошие оценки, рассказали эксперты.
Детям в возрасте от 7 до 15 лет 78% родителей России дают деньги на повседневные траты. Общая сумма, которой располагают школьники в городах-миллионниках, достигает 818 миллионов рублей в неделю, почти половина – 398 миллионов – приходится на подростков 13-15 лет, выяснили эксперты компании Synovate Comcon.
За последние полгода средняя сумма карманных расходов на неделю выросла на 8% – с 372 до 403 рублей. Рост расходов происходит на фоне снижения покупательской способности населения. Так, средний месячный доход в семьях с детьми в возрасте 4-15 лет на члена семьи остался прежним – порядка 25 тысяч рублей. Одновременно выросла доля людей с низкой материальной самооценкой, которым денег хватает только на продукты питания и одежду, и снизилась доля обеспеченных, кто способен купить автомобиль, недвижимость. Таким образом, на этом фоне дети выглядят самой защищенной от кризиса группой, констатируют исследователи.
Размеры карманных денег зависят и от возраста детей. Так, ученики младших классов получают чуть более 300 рублей в неделю. Подросткам постарше родители выдают чуть более 500 рублей в неделю. В основном, на карманные деньги школьники покупают сладости, жвачку, сладкие напитки, снеки, ходят в кино и покупают игрушки.
Как считают эксперты, детские карманные деньги – это не просто баловство, а один из способов развить в ребенке самостоятельность и ответственность. Правда, лучше всего начинать давать деньги с шести-семи лет, когда ребенок уже умеет считать. При этом не нужно требовать от ребенка отчета, куда были потрачены карманные наличные, но можно предложить самостоятельно вести учет расходов в тетрадке.
«С шести-семи лет, выдавая определенную сумму «на карман», расскажите ребенку, для каких целей он мог бы использовать эти деньги – на сладости и игрушки, накопить на что-то большее, откладывать и сделать кому-то подарок, – советует психолог, коуч, автор и ведущая курса «Мудрые родители – счастливые дети» Христина Фостиропуло. – Чтобы ребенок рационально подходил к расходованию карманных денег, научите его вести запись его расходов. Первое время помогайте ему проанализировать происходящее, обсуждайте в конце месяца, например, на что потрачены деньги, на что не хватило, как в следующий раз ваш ребенок планирует использовать полученные денежные ресурсы».
По мнению психологов, нельзя лишать ребенка карманных денег за плохое поведение. Зона финансов неприкосновенна, чтобы у ребенка сформировалось чувство частной собственности, которой он может управлять. А вот относительно того, стоит ли детей поощрять детей за хорошие оценки и за работу по дому, мнения экспертов разошлись.
По мнению педагога-психолог высшей категории Марины Тепловой, плата за хорошие оценки может привести к тому, что дети начинают шантажировать родителей. Плата за домашнюю работу также больше похожа на шантаж, правильнее – попросить, а затем похвалить, считает психолог. «Не надо откупаться от детей. Детям в первую очередь нужна любовь, деньги вторичны», – подчеркивает Марина Теплова.
А вот психолог Игорь Семин предлагает разделять повседневные домашние и учебные обязанности и действительно выполненную работу и достижения. Причем в этом случае ребенку необходимо предложить выбор: либо провести свободное время на свое усмотрение либо, например, покрасить забор, за что ему будет предложено денежное вознаграждение. Также можно поощрять детей деньгами за победу в творческом конкурсе или олимпиаде. «Когда ребенком преодолены трудности подготовки, волнение, и он вкушает радость успешного достижения высокой цели, поощрение его в этот момент денежной премией только сформирует крепкую взаимосвязь между возможностями ума и характера ребенка и финансовым благополучием», – говорит психолог.
Необходимость проработок во время школьных каникул должна исходить из желания самих детей. Родители, конечно, в воспитательных целях могут предложить своим чадам, достигшим 14 лет, попробовать заработать более серьезные карманные деньги за пределами дома. Для этого необходимо обратиться в центр занятости, который располагает банком вакансий для несовершеннолетних работников. Чаще всего школьникам предлагается поработать промоутером, подсобным рабочим курьером, уборщиком, почтальоном, расклейщиком объявлений, и т.д. Однако для подростка 14 лет есть ограничение: он не может работать более четырех часов в день и более 24 часов в неделю.
Фото: Инфографика Эдуарда Фадюшина