В Ростове начался второй сезон реалити-шоу «Стартап года 2013». Этот проект дает возможность начинающим предпринимателям и инноваторам Ростовской области презентовать свою бизнес-идею экспертам и потенциальным инвесторам, а затем вырастить ее до готового бизнеса. В прошлом году состоялась премьера этого шоу. Интерес и резонанс был настолько впечатляющим, что телеканал «РБК – Южный Регион» решил повторить опыт и в этом году. О том, что предстоит пройти участникам, каким образом смогут вовлечься в проект зрители, рассказал автор идеи медиапроекта «Стартап года», генпродюсер телеканала «РБК – Южный Регион» Владимир Колодкин.
– Чем новый проект отличается от прошлогоднего?
– «Стартап года 2013» отличается практически всем! Начиная с того, что было подано заявок в четыре раза больше, чем в 2012 году, и мы имели возможность огромного выбора. Нам подали заявки 160 человек. Мы провели большой кастинг 26 апреля и с помощью экспертов отсеяли большую часть. В итоге отобрали 18 участников. И заканчивая тем, что мы кардинально поменяли условия игры. Если в прошлом году участники просто варились в информационном поле нашего Медиапарка «Южный Регион – ДГТУ» и телеканала «РБК – Южный Регион», встречаясь с экспертами, презентуя по нескольку раз свои проекты, оттачивая их, то в этом году мы решили поступить по-другому. Мы сделали своеобразный стартап-университет. Практический университет. Участники, с одной стороны, обучаются, оттачивают свои навыки и компетенции, а с другой – постоянно дорабатывают проекты до инвестиционно привлекательной стадии. Они должны пройти восемь этапов. За это время они пытаются понять свой стартап с позиции разных сторон, проанализировать его с помощью рекомендаций маркетологов, управленцев, финансистов, юристов и т. д., а затем доработать его.
Ну например, первый этап – фирменный стиль. Сначала участники медиапроекта встречаются с дизайнерами и экспертами по брендингу, показывают им то, что у них есть: визуализацию, слоган, название, умение презентовать и так далее. Консультанты со своей стороны дают советы. Потом за две недели стартаперы должны изменить в соответствии с рекомендациями фирменный стиль своего проекта. Менять или не менять – это их дело. Но проблема в другом – через 14 дней они будут стоять перед экспертным советом, состоящим из дизайнеров, специалистов в сфере PR, брендинга и снова демонстрировать то, что у них есть. И эксперты будут давать им финансовые оценки.
Тут я подхожу к еще одному очень важному изменению в нашем проекте – у участников «Стартапа года» появляются виртуальные деньги. В самом начале этого сезона мы выдали каждому из наших участников 200 тысяч виртуальных кредитов, нашей условной валюты, из которых они за каждый этап должны заплатить 25 тысяч. В конце этапа экспертный совет выносит решение и постановляет: вот этого поощряем, вот этому – ничего не даем, а этого штрафуем, за то, что он ничего не сделал или сделал, но еще хуже. При этом у экспертного совета есть право штрафовать и поощрять ограниченное количество стартапов. В итоге получается, что после каждого этапа у нас будет своеобразная котировка участников, так как у каждого капитал будет ощутимо меняться. И так они будут идти через все этапы: второй этап – бизнес-тренинги, третий – исследование рынка, так как они должны четко понять, как позиционироваться, и так далее. Но самое главное – к декабрю они придут с основательно переосмысленным проектом, кто-то его изменит, кто-то вообще от него откажется, а кто-то вылетит.
– Я знаю, что вы собираетесь активно привлечь зрителей к реалити-шоу. Как именно?
– Это еще одно очень важное отличие – у нашего проекта появился сайт. Он будет запущен буквально через две недели и будет доступен сразу по нескольким адресам – Стартапгода.рф, Startupgoda.ru или Startupofyear.ru.
Для нас этот сайт будет важен не только тем, что там будут выложены все наши эфиры, отчетные программы, новости проекта. Но и тем, что мы придумали еще одну «фишку» – сделали своеобразную онлайн-стратегию для наших телезрителей и тех, кто следит за проектом. Если в реалити-проекте мы обучаем стартаперов грамотно привлекать инвестиции, то с помощью онлайн-игры, которая называется «Виртуальный инвестор», мы будем учить зрителей и пользователей быть инвесторами в стартапы. Нужно всего лишь зарегистрироваться в игре на сайте, откроется доступ ко котировкам всех стартаперов-участников реалити-шоу и можно вложить свои виртуальные деньги (кредиты) в любой понравившийся проект. Можно в несколько проектов инвестировать, можно перекладывать деньги с одного на другой. До тех пор, пока не прогоришь – тогда из игры вылетишь. То есть практически как на бирже играешь. Но если в конце игры ты окажешься в верхней строчке игрового рейтинга, мы конвертируем кредиты в реальные деньги. И именно так наградим зрителя и вручим статуэтку «Виртуальный инвестор года 2013».
А еще в декабре мы проведем ток-шоу, в котором будут участвовать как наиболее активные виртуальные инвесторы, так и стартаперы.
– Какова бизнес-направленность проектов в этом году?
– Мы не пустили все на поток, а целенаправленно сделали две секции: «IT и медиа» и секция «Производство, сервис и другое». Мы тесно сотрудничаем с правительством Ростовской области, которое поддерживает этот проект и консультационно, и финансово. У департамента инвестиций и предпринимательства РО есть программа поддержки молодых предпринимателей, и представители департамента попросили нас не ограничиваться только перспективной IT-сферой, и искать проекты, связанные с производством и сервисом. В итоге мы разделили участников на две секции, чтобы их не пересекать. Но когда будет финал, то все равно придется выбирать более привлекательный.
– А что стартаперы должны сделать в финале?
– Победителем станет тот, у кого будет больше всего виртуальных денег. Исходя из логики этого реалити-шоу, получается, что победителем станет тот, кто наиболее правильно применит рекомендации экспертов на всех восьми этапах. А что касается восьмого этапа, то он самый сложный. Стартаперы должны будут презентовать свои проекты инвесторам или потенциальным покупателям. Предположим, что это будет кредитный комитет в банке или заседание инвестиционного комитета в компании, либо это будет крупный заказчик или клиент, который может купить разрабатываемый продукт. То есть это будет реальная встреча, на которой нужно будет постараться продать свой проект. Все просто. А дальше клиент либо покупает, либо не покупает.
– Но победитель ведь все равно получает реальные деньги, на которые он может самостоятельно начать свой бизнес?
– Конечно! 500 тыс. рублей никуда не деваются, и мы их подарим победителю. Я хочу пояснить. Виртуальные деньги стартапера (кредиты) ни во что не конвертируются. Они придуманы лишь для того, чтобы выявить победителя. При этом, если все правильно делать, то в конце как раз-таки и наберется около 500 тысяч кредитов. Но вдруг так получится, что они не очень хорошо будут идти, их будут либо штрафовать, не будут много поощрять. Может получиться, что у победителя будет всего 100 тысяч кредитов. И что же? Получится, мы обещали 500 тысяч рублей, а дадим сто? Нечестно. Так что мы решили, что это лишь игровая финансовая система, которая поможет выявить победителя. А виртуальные деньги в игре на сайте мы конвертируем только для одного игрока – того, который займет верхнюю строчку в рейтинге эффективности вложений. Начальная сумма – 80 тысяч кредитов, и если будут хорошо работать, то смогут заработать неплохие деньги или приз.
– Победителю будут помогать именно в реализации проекта?
– Да, Медиапарк «Южный Регион – ДГТУ», телеканал «РБК – Южный регион» на протяжение всего проекта, обучая, будут по возможности помогать искать каждому участнику потенциального покупателя. Задача этого проекта «Стартап года 2013» –найти стартапы и помочь им всеми возможными медийными средствами, которые есть у канала и Медиапарка. Или же Медиапрак сам присмотрится к участникам. Ведь при медиапарке учрежден специальный одноименный фонд, который тоже заинтересован в инвестировании в стартапы. Так что, возможно, в какой-то из медийных или айтишных стартапов мы сами и вложимся. Но пока ребята «зеленые» и трудно рассмотреть потенциал. Так что не думайте, что инвесторы где-то далеко. Они рядом.
– Что стало с победителями прошлого года?
– Ну, например, представители СКЖД заинтересовались проектом автоматизированного учета пассажиропотока в общественном транспорте Дмитрия Голубчикова и просят нас организовать встречу с ним. А что касается победителя, то выигранные деньги Игорь Пугач направил на приобретение линии по производству пластиковых контейнеров для своих брелоков с живыми мини-кактусами. И это направление его бизнеса процветает. Кстати, наши телезрители, представители крупных компаний, стали у него покупать эти кактусобрелоки в качестве сувениров, подарков, корпоративных заказов. Сейчас он открыл еще одно сувенирное направление «Эко-человек». Неплохо дела идут у Натальи Дивеевой и ее «Арт-науки», у Александра Долондуцкого. Одним словом, могу сказать, что четверка наших финалистов активно развивает свои стартапы и зарабатывает деньги.