Бизнес Потерянный багаж: получаем полную компенсацию

Потерянный багаж: получаем полную компенсацию

Мария слетала в отпуск в Испанию. На обратном пути в московском аэропорту ее багаж потеряли. Аэропорт признал факт потери и изьявил готовность оплатить стоимость багажа по принятым расценкам – три тысячи рублей (500 рублей за каждый потерянный килограмм). Между тем, в чемодане у Марии, кроме прочего, лежали «навороченный» телефон, планшетный компьютер и несколько дорогих дизайнерских платьев из Испании. Общая стоимость потерянных вещей – около 60 тысяч рублей. Как Марии добиться компенсации всей утраченной суммы?

Потерянный багаж: получаем полную компенсацию | 161.ruПотерянный багаж: получаем полную компенсацию | 161.ru

Сергей Смирнов, заместитель генерального директора по правовым вопросам СК «СОЮЗ»:

«Стандартные расценки» предусматриваются действующим российским законодательством. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ст. 793, 796) ущерб подлежит возмещению в размере стоимости утраченного багажа. Естественно возникает вопрос об определении данного размера и доказательственной базы наличия тех или иных предметов в багаже конкретного пассажира. Именно для этого и существует перевозка с объявленной ценностью багажа. Если пассажир не зафиксировал стоимость своего багажа, не объявил его ценность, то согласно норм Воздушного кодекса РФ (ст. 118, 119), который как специализированный нормативный акт имеет приоритет над Гражданским кодексом РФ, ущерб подлежит возмещению в пределах 600 рублей за килограмм багажа. Кстати, перевозчик должен Вам возместить и провозную плату за утерянный багаж (п. 3 ст. 796 ГК РФ).

В описанной ситуации альтернативой может служить страхование багажа на случай его утери, кражи, порчи... Страховая защита предусматривает компенсацию ущерба в полном объеме. Страхование грузов широко распространено в европейской практике. Обратитесь к своему турагенту и уточните у него информацию о страховании багажа. Возможно турагент позаботился о своем клиенте заблаговременно».

Вячеслав Курилин, юрист общественной организации по защите прав потребителей «Советник»:

«Отношения в рассматриваемом случае нужно строить, исходя из Варшавской конвенции «Об урегулировании воздушных перевозок», поскольку в соответствии с ч.3 ст.119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных перевозках авиакомпания несет ответственность в соответствии с международными договорами РФ.

Сумма компенсации зависит от того, отправляла Мария багаж с объявленной ценностью или без объявления его цены. Если багаж отправлялся с объявленной ценностью, то в таком случае Мария должна получить компенсацию равную той ценности, которую она объявила.

Если, как это обычно бывает с пассажирами, Мария не объявляла ценность багажа, а сдала багажное место с определенным весом перевозчику, она, согласно Варшавской конвенции, имеет право на компенсацию, исходя из 250 франков за килограмм веса. При этом, в случае утери багажа, предел ответственности перевозчика принимается во внимание только общий вес места. Суммы, указанные во франках, рассматриваются как относящиеся к валютной единице, состоящей из 65,5 млг золота пробы девятьсот тысячных. Эти суммы переводятся в любую национальную валюту в круглых цифрах.

Можно посчитать, что согласно Конвенции за один килограмм багажа Мария может получить примерно 16 грамм золота в переводе в реальные денежные единицы. При современной стоимости золота, Мария могла бы рассчитывать на то, что все ее потери будут покрыты. Но в международном праве, нормы которого применяется и в отношении российских граждан, имеется дополнительное ограничение, прописанное в Резолюции 724 Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА, согласно которой ответственность за утерю багажа ограничена 20 долларами США за килограмм, если заранее в декларации не указана более высокая ценность и не уплачиваются дополнительные сборы. Вывод: в рассматриваемом случае, если багаж сдавался без объявления цены, получить дополнительную компенсацию от авиаперевозчика не удастся.

При этом нужно учитывать, что к данным отношениям применим ФЗ «О защите прав потребителей», в частности ст. 15З закона: моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом и т.д.) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Мария вправе обратиться в суд с требованием о взыскании с авиаперевозчика компенсации морального вреда. Существует практика по данной категории споров, когда суды взыскивали по 50 000 руб.

В завершение хочется дать несколько советов, для того чтобы подобные ситуации не возникали:

  • никогда не оставляйте документы, деньги и ценности в сдаваемом багаже;

  • если вы везете ценный багаж, необходимо заранее объявить о его ценности и оплатить дополнительный сбор;

  • багажные квитанции стоит хранить до момента получения и проверки сохранности вещей;

  • снимайте перед полетом с чемоданов все бирки, оставшиеся от предыдущих поездок;

  • снабдите багаж своими контактными данными – адреса, телефона и фамилии с именем на нем будет достаточно;

  • не покупайте черный чемодан – найти его сложнее всего, так как черных чемоданов миллионы. Лучше всего яркие цвета и запоминающиеся детали, которые вы легко сможете описать при подаче заявления о пропаже багажа».

Столкнулись с непонятным вопросом? Удачно выкрутились из сложной ситуации? Присылайте свои примеры «на миллион», и наши эксперты подробно разберут проблему, а возможно, вы и сами станете одним из наших экспертов.

Фото: Фото с сайта History-on.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления