Во время сильного ливня вы, проезжая обширную лужу, на скорости около 50 км/ч попали передним колесом в открытый канализационный люк, которого не было видно под водой. От сильного удара была повреждена подвеска, повело корпус, и в итоге ремонт встанет в несколько десятков тысяч рублей. Из страховок у вас только ОСАГО. Можно ли как-то возместить ущерб, или все же придется оплачивать дорогостоящий ремонт самостоятельно?
Мария Борценко, юрист-консультант компании «Автоюрист» г. Ростов-на-Дону: «Изначально нужно смотреть правовые основания для подачи искового заявления. Если автомобиль поврежден в следствие открытой крышки люка, нужно выяснять, какая организация ответственна за своевременное закрытие этого коммуникационного входа. А так же получить информацию, какие работы проводились и какой организацией на этом участке дороги.
Если это яма на дороге, значит её вовремя не устранили и в этом случае нужно выяснять, кто ответственный за этот участок дороги, и предъявлять исковое заявление соответствующим дорожным службам. Узнать об ответственном подразделении можно самостоятельно путем официального обращения в департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения или в водоканал либо поручить юристам сбор данной информации. В ходе судебного заседания будет решаться основной вопрос – надлежащий ответчик или нет. В любом случае, ответственные лица за причинение вреда должны быть установлены.
Независимо от суммы ущерба можно подавать в суд для получения компенсации. По юридическим основаниям для получения ущерба нет различия между маленькой или большой суммой ущерба. Подача искового заявления по общим основаниям осуществляется по месту регистрации ответчика. Мировой судья будет рассматривать данное дело или федеральный, будет зависеть от суммы исковых требований. До 50 тыс. руб. – мировой, свыше 50 тыс. руб. – федеральный. При повреждении автомобиля обязательно нужно вызывать инспектора ДПС, который составляет необходимый административный материал (справку о ДТП, в которой перечисляются все видимые повреждения и указывается о наличие скрытых, если таковые имеются; акт выявленных недостатков дорог; определение). Можно сфотографировать изъян дорожного полотна и повреждения автомобиля – иногда это является существенном дополнением для экспертов. В Ростовской области и, в частности, в Ростове большая судебная практика по подобным делам. Практически всегда решение суда выносится в пользу пострадавшего автовладельца. Вопрос только в том, в полной ли мере суд удовлетворит заявленную сумму ущерба или нет. Как правило, сумма снижается незначительно и только в тех случаях, когда владелец автомобиля проводил экспертизу необъективно. То есть, если был предварительный сговор с экспертом независимой экспертной организации. Чтобы провести независимую экспертизу, можно обратиться в любую лицензированную оценочную организацию, которых в Ростове масса, и предоставить автомобиль на осмотр. Срок проведения экспертизы законом не регламентирован и ограничивается лишь общим сроком подачи искового заявления – три года. Главное, чтобы к моменту осмотра автомобиля оценщиком, повреждения автомобиля не были устранены».
Дмитрий Купцов, арбитражный управляющий
: «В этой конкретной ситуации автомобилю причинен существенный ущерб в результате наезда на незакрытый канализационный люк. Владелец пострадавшего автомобиля должен вызвать наряд дорожно-патрульной службы, того района города, в котором произошло ДТП и зафиксировать факт дорожно-транспортного происшествия с указанием всех существенных деталей этого ДТП (время, место, погодные условия, состояние дорожного покрытия и т. д.). Необходимо получить «Протокол об отказе в возбуждении административного правонарушения», сейчас сотрудники ДПС выдают такой протокол в день самого ДТП.
Собрав все необходимые документы по ДТП, необходимо будет определить сумму ущерба. Для этого вам за собственный счет нужно будет произвести независимую оценку стоимости восстановительных работ по ремонту автомобиля. Дальше все будет очень сложно, но не отчаивайтесь! Труднее всего будет определить ответственного за данный конкретный участок дороги, а именно, кому принадлежит данный канализационный люк. Исходя из практики, данный люк, скорее всего, принадлежит водоканальной службе того или иного города. А согласно «Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001», утвержденным приказом Госстроя России от 30.12.1999 №168, в функции организаций водопроводно-коммунального хозяйства, к которым относится и конкретный водоканал, входит содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек. Следовательно, ваши дальнейшие действия будут таковы:
подготовить и отправить в адрес конкретного водоканала претензию с приложением копий всех документов;
дождаться ответа, но не более, чем установлено нормами ГК РФ;
получив отказ или не получив ответа вообще, необходимо обращаться в суд общей юрисдикции и взыскивать сумму ущерба.
Самое главное, не надо бояться пройти весь этот путь от начала до конца. Как показывает устоявшаяся судебная практика и позиция Высшего арбитражного суда РФ, в данных судебных спорах суды встают на сторону истца».
Юрий Подшивалов, начальник юридического управления ФГБОУ ВПО «ЧГПУ», ответственный секретарь комиссии по правовому регулированию закупок и противодействию коррупции ЧРО ООО «Ассоциации юристов России»
: «Для взыскания ущерба необходимо обратиться в суд по месту нахождения ответчика, в чьи функции на момент совершения ДТП входила обязанность по содержанию дорожного покрытия, на чьем балансе находился колодец. Согласно п .1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии с п. 3.1.1, 3.1.10 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
Также следует учесть п. 1.1.28 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-022001», утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 №168, в соответствии с которым в функции организации водопроводно-коммунального хозяйства входят, в том числе, содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек.Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных ст. 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков».