Всем нам станет проще и выгоднее отстаивать свои потребительские права за неисполнение или за ненадлежащее исполнение услуг или работ. Особенно это актуально в отношении организаций, оказывающих медицинские, туристические, риелторские и страховые услуги. Теперь достаточно установленного факта нарушения прав потребителя, чтобы организация выплатила неустойку, а если дойдет дело до суда, то еще и штраф за недобровольное урегулирование и компенсацию за моральный ущерб.
Вступило в силу постановление Верховного суда от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в котором даны разъяснения по спорным или до настоящего времени неурегулированным законодательством нюансам. Для начала Верховный суд дал разъяснение, чем отличается работа от услуги. Под работой понимается комплекс действий, который имеет определенный материальный результат. А под услугой – комплекс действий, который совершается организацией по заказу потребителя в тех целях, о которых потребитель уведомил организацию. То есть, основополагающими являются действия, соответствующие целям обращения.
Более того, теперь все отношения регулируются законом «О защите прав потребителей», который дает более обширные права потребителю в защите его прав и интересов. А вот организациям, напротив, в связи с нововведениями освободиться от ответственности за нарушение прав потребителей (за неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязательств договора) будет очень сложно. Нужно будет доказать в суде, что имело место обстоятельство неопределенной силы либо если потребитель сам нарушил установленные правила пользованием результатом услуги. При этом, если нет письменного договора об оказании услуг, потребитель имеет право ссылаться на его условие на основании свидетельских показаний. А вот организация лишена права представлять в качестве доказательств мнение свидетелей.
Для определения размера неустойки до недавнего времени суд применял статьи гражданского кодекса и очень часто существенно уменьшал ее размер (иногда более 90%). Теперь же суд будет применять уменьшение размера неустойки только в исключительных случаях и то если ответчик организации, докажет, что имеют место быть исключительные основания для этого.
Верховный суд также обращает внимание, что необходимо предоставлять потребителю полную и достоверную информацию об услуге в наглядной и доступной форме и исходить они должны из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). Если, например, организация не установит срок службы работы или услуги, то потребитель имеет право предъявить претензию в течении 10 лет с момента оказания данной услуги. Раньше на подобное обстоятельство суды внимание не обращали.
Для оснований взыскания компенсации морального вреда теперь будет достаточно установленного факта нарушения прав потребителей. Плюс к этому, если организации в добровольном порядке не удовлетворила требования потребителя, с нее может быть взыскан штраф в размере 50% от присужденной судом суммы компенсации. К примеру, отсудив компенсацию в 50 тысяч рублей, можно получить еще 25 тысяч рублей «сверху» за принудительность. Если в интересах потребителя выступает общество по защите прав потребителей, то часть штрафа будет взыскана и в пользу общества. Таким образом, добровольное удовлетворение требований потребителей становится более экономным и целесообразным решением для организаций, чем попытка урегулирования ситуации через суд. Несмотря на то, что нововведения сырые и имеют некоторые недоработки, практика судов скорее всего будет формироваться в пользу потребителей. Авторы нововведений рассчитывают, что граждане теперь начнут более активно отстаивать свои права в споре с продавцами и организациями, оказывающими услуги.
С чего начать, если купленный товар или услуга оказался некачественными читайте в рубрике «Комментарий дня».
Фото: Фото с сайта No-mkka.ru