26 января среда
СЕЙЧАС -7°С

За карточных мошенников заплатят банки?

Начиная со следующего года, при несанкционированном списании денег с банковской карты пользователя банк будет обязан вернуть средства владельцу. Но только при соблюдении ряда условий...

Поделиться

Поделиться

Начиная со следующего года, при несанкционированном списании денег с банковской карты пользователя банк будет обязан вернуть средства владельцу. Но только при соблюдении ряда условий.

Представители банковских ассоциаций обратились в Центральный банк РФ с инициативой законодательно определить ответственность кредитных организаций и владельцев банковских карт в случае несанкционированного списания средств.

По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Владислава Резника, данная инициатива отдельных представителей банковского сообщества вызывает недоумение, поскольку ответственность банков и клиентов при осуществлении электронных платежей была определена при разработке Федерального закона «О национальной платежной системе».

Согласно закону о НПС в статье 9 «Порядок использования электронных средств платежа» уже предусмотрено регулирование взаимоотношений между банком и клиентом в случае утраты банковской карты или списания средств без согласия клиента. «Данная статья предусматривает урегулирование таких ситуаций вполне сбалансированным образом», – считает Владислав Резник.

Согласно закону в случае несанкционированного списания денежных средств клиент обязан проинформировать об этом банк не позднее чем через день после получения уведомления о совершенной операции. С этого момента банк несет ответственность за несанкционированное списание средств и обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.

По словам Владислава Резника, в процессе работы над законом о НПС комитет Госдумы по финансовому рынку запрашивал практику урегулирования подобных ситуаций у всех мировых платежных систем. «Общемировая практика показывает, что урегулирование таких случаев происходит в пользу клиента. Во взаимоотношениях банка и клиента ключевую роль играет доверие, поэтому возможность безопасного использования пластиковых карт и гарантированная защита интересов клиента при осуществлении электронных платежей особенно важны. Необдуманная политика банков при урегулировании споров может негативно отразиться на доверии граждан ко всему банковскому сектору», – сказал Владислав Резник.

Представители банковского сообщества считают, что статья, регулирующая ситуации со списанием, может толковаться довольно широко и от этого затруднительна на практике. «Закон как дышло – без подзаконных актов, которые будут регулировать, как именно должен исполняться тот или иной пункт, невозможно дать хоть какое либо заключение о его фактическом применении. Текущая редакция закона подразумевает очень широкое толкование. Как именно банк должен поступать определят именно подзаконные акты ЦБ РФ», – ответил 161bank.ru начальник управления пластиковых карт ВТБ24 Александр Бородкин.

Удивительно, но увеличения случаев мошенничества банки не боятся, однако переживают за возникновение, как ни крути, дополнительного расхода.

Закон о НПС подписан президентом РФ и вступил в силу 1 сентября 2011 года. Статья 9 закона, регулирующая использование электронных средств платежа, вступает в силу с 1 января 2013 года.

Пункты статьи 9 ФЗ «О национальной платежной системе», регулирующие нормы выплаты средств в случае утраты карты:

  • В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.
  • После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.
  • В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.
  • В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента – физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент – физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом – физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента – физического лица.

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter