Преемственность поколений, изменчивость взглядов и отношений касается всех сфер жизни. Сегодня проблема отцов и детей перенеслась в бизнес, пусть и довольно молодую российскую структуру. Что сейчас важнее: деньги или идея, стоит ли новым бизнесменам входить в бизнес «купи-продай», или лучше креативить и производить? И с чего лучше начать – с работы на чужого дядю, в офисе у папы-бизнесмена, или сразу с нуля открыть свое дело и учиться на собственных ошибках?
Мнение о преемственности ростовского бизнес-сообщества высказывали сегодня на круглом столе представители бизнеса, власти и вузов. Градация бизнес-поколений была описана следующим образом: начинающие с нуля в 90-е, ныне 50-60-лентие слоны бизнеса; основной костяк уже более-менее опытных сегодня 40-летних предпринимателей: а также студенты, или те, кто находится в периоде стартапа.
«Сейчас везде и конкретно в Ростове идет раздел, перелом. Смена поколений в предпринимательстве, – считает генеральный директор ООО «Вектор моды», член правления ростовского представительства управленческого сообщества РУСПП Дмитрий Калинин. – Так получилось, потому что нашему предпринимательству от силы 20 лет. Те, кто начинал с начала, уже многого добились, некоторые уехали или передали дело. А те, кто перенимал его, попали на волну и привыкли жить все время в успехе. Все, что бы они ни делали, позволяло использовать наработанный предыдущим поколением запас и багаж».
Аналогичный процесс сейчас можно наблюдать и в Европе, и в Москве – там это происходит наиболее ярко. Ростов подвергся тенденции под своим собственным преломлением и с характерными ему особенностями.
Но если «отцы» бизнеса в свое время были вынуждены этим заниматься, чтобы прокормить семью, даже если далеко не всем нравилась их деятельность, то «дети» смотрят на свое дело иначе. «Молодежь оценивает: насколько это престижно, как я смогу самореализоваться в этой сфере, – отмечает начальник управления развития предпринимательства департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Людмила Сечкарева. – Мы понимаем, что бизнес сегодня – это огромный пласт проблем, которые нужно видеть и осознавать в комплексе. Если раньше область создавала отдельные проекты, то сегодня это целые направления. В этом году мы специально ввели целый раздел, посвященный вовлечению молодежи в бизнес, который включает в себя порядка 15 направлений».
На будущий год в планах администрации поддержать новых предпринимателей на общую сумму 8,75 млн рулей: 7,5 млн рублей будет привлечено из средств федерального бюджета и 1,25 млн – деньги областного бюджета. «Сегодня от этих пусть скромных, пусть небольших денег мы можем ожидать поддержку трех тысяч предпринимателей Ростовской области. Но я уже сегодня могу сказать, что их число мы превысим как минимум до 12 тысяч, потому что получатели поддержки – это не только те, кто имеет субсидии, это и консультации, имущественная, образовательная и организационная поддержка», – добавила представитель администрации.
Большая проблема сегодня в бизнесе – нехватка свежих идей, считают эксперты. Раньше были идеи, а сейчас есть большой спектр финансовых возможностей: кредиты, субсидии, микрозаймы, говорит Дмитрий Калинин. «Либо нет идеи, приносящей прибыль, либо на ее проработку уходит очень много времени. Молодежь у меня на лекциях спрашивает: я готов, я хочу рисковать. Но мне нужна какая-то идея. И я отвечаю, честно признаваясь: и нам тяжело сейчас их откуда-то высосать», – признается бизнесмен со стажем.
С ним не согласна Людмила Сечкарева: по ее мнению, именно молодежь сегодня предлагает нечто абсолютно новое, креативное, в прорывных сферах. «Но чтобы как-то это стимулировать, мы предлагаем, к примеру, 75 стандартных идей, которые можно взять и как-то попытаться воплотить. Начиная от ремонта кожгалантереи до страусиных ферм. Эта информация размещена у нас на сайте», – сказала она.
Как верно подчеркнул проректор по экономике ЮФУ Алексей Архипов, сегодня в большинстве своем предприниматели берутся за наиболее простой и доступный бизнес «купи-продай». «Нужно создавать новые производства, основанные на научных достижениях. Нужно, чтобы это постепенно становилось основой для бизнеса. «Купи-продай» уже иссякло в той сложной сырьевой ситуации, в которую мы попали. В это мы и стараемся направлять наши проекты», – подчеркнул он.
По мнению Дмитрия Калинина, высший пилотаж – это продать идею так, чтобы тобой заинтересовались без финансовых вливаний. Взять так называемый товарный кредит. А среди стандартных способов на первом месте займы у родственников, на втором – банки, которые неохотно дают средства стартаперам (если, конечно, вы не решите заложить собственную квартиру), также в рейтинге соцпомощь от Центра занятости (58 тысяч рублей на открытие собственного дела) и поддержка по областной программе (до 200 тыс руб на субсидирование части затрат уже открытого малого бизнеса).