Банки Ростовской области с приходом на юг России их федеральных конкурентов и иностранных финансовых институтов мобилизуют свои силы. Так, ОАО «Донской коммерческий банк» (ОАО «Донкомбанк») в минувшем году увеличил свои активы на 63,2% – до 1 млрд 612,1 млн рублей. Кредитный портфель банка, по данным на 1 января 2008 года, равнялся 1,04 млрд рублей (на 41,3% больше, чем в начале 2007 г.)
Донской коммерческий банк основан в соответствии с решением собрания учредителей-пайщиков в 1990 г. с наименованием КБ «Донкомбанк». 29 апреля 2002 г. фирменное (полное официальное) и сокращенное наименование банка было изменено на ОАО «Донской коммерческий банк» (ОАО «Донкомбанк»). Основные виды деятельности: привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады; открытие и ведение банковских счетов юрлиц; ведение ссудных счетов физлиц; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, ценностей; кассовое обслуживание; осуществление расчетов «по поручению», в том числе – банков-корреспондентов по их банковским счетам; выдача банковских гарантий и т.д. «Донкомбанк» имеет лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг ФКЦБ РФ от 27 декабря 2000 г. на осуществление брокерской, дилерской и депозитарной деятельности, а также является участником системы страхования вкладов. Основные акционеры – ОАО «Роствертол», ООО «Ростовская лизинговая компания». По итогам трех кварталов 2007 г. «Донкомбанк» занял 509 место по размеру активов в рэнкинге «Интерфакс-100» (данные «Интерфакс-ЦЭА»).По словам руководства «Донкомбанка», напрямую с деятельность основного акционера кредитной организации темпы развития ее объемных и финансовых показателей не связаны, так как банк пока не в состоянии удовлетворять все потребности гиганта отечественного вертолетостроения.
По словам начальника отдела развития ОАО «Донкомбанк» Сергея Рослого, высокие темпы роста показателей кредитная организация поддерживает не первый год. Однако напрямую с деятельностью основного акционера это не связано. «Мы пока не в состоянии удовлетворять все потребности гиганта отечественного вертолетостроения. Достигнутые в минувшем году результаты – это ежедневная целенаправленная работа коллектива банка. Так, увеличение капитала до уровня пяти миллионов евро произошло за счет проведенной эмиссии дополнительных акций. Кроме того, мы повысили предельный размер кредитования одного или группы связанных заемщиков, что привлекло в банк новых клиентов», – поделился секретами банковских технологий г-н Рослый.
Он добавил, что за минувший год в области были открыты два дополнительных офиса, (при этом один их них – в г. Каменске-Шахтинском) и два операционных офиса банка, что также привело к увеличению числа клиентов и, соответственно, к росту объема оказываемых услуг.
«Значительный эффект дал «пластиковый» проект, в том числе перевод зарплаты сотрудников ряда предприятий на пластиковые карты системы MasterCard», – заметил собеседник 161bank.ru. Сергей Рослый подчеркнул, что в 2008 году и в более долгосрочной перспективе банк намерен расширять собственную сеть в Ростове и области, наращивать клиентскую и ресурсную базу, увеличивать объем и ассортимент оказываемых услуг, внедрять новые продукты. «Это позволит нам упрочить завоеванные за 17 лет позиции в банковской системе региона, что в свою очередь послужит базой для дальнейшего роста», – заметил начальник отдела развития «Донкомбанка».
По итогам работы ОАО «Донкомбанк» в 2007 г. объем привлеченных кредитной организацией средств вырос на 57,4%, достигнув к 1 января 2008 г. 1 млрд 309 млн рублей. В том числе средства клиентов – физических лиц – увеличились на 69,9% (до 675 млн 595 тыс. рублей). В результате – собственные средства банка на 1 января 2008 года составили 190 млн 918 тыс. рублей (рост на 55,2%), прибыль до налогообложения получена в размере 14 млн 978 тыс. рублей (в 2,1 раза больше аналогичного показателя 2006 г.) Чистая прибыль составила 10 млн 721 тыс. рублей против 5 млн 785 тыс. рублей годом ранее.
По мнению экспертов, рост качества обслуживания и успехи региональных банков – важный для развития экономики области фактор, отражающийся как на предприятиях и населении, в частности, так и в целом – на бюджете.
«Региональные банки, учрежденные в 90-х годах, с приходом в регион федеральных конкурентов и, особенно, уже нескольких иностранных банков, оказываются в достаточно сложном положении. У них, как показывают последние 3-4 года, остается ограниченное число стратегий: укрупнение (собственное или слияние с другим банком) либо продажа. Монобанки региона, имеющие стратегического собственника в виде крупного предприятия, оказываются часто в достаточно сложном положении: обслуживание «стратегического клиента» и его потребностей часто сдерживает развитие в силу разнонаправленности целей собственников и менеджмента», – пояснила корреспонденту 161bank.ru консультант по вопросам развития бизнеса, старший научный сотрудник Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем ЮФУ, к. э. н. Наталья Евченко.
По её мнению, для небольших по активам банков особенно важно сегодня сосредотачивать усилия на расширении клиентской базы, выходить не только в районные центры Ростовской области, но и в перспективные регионы Южного федерального округа и российские регионы в целом. «В течение нескольких последних лет в Ростовскую область пришли и работают крупные банки сибирских регионов. Их пример должен стать «заразительным» и для наших банкиров», – подчеркнула эксперт.