26 мая воскресенье
СЕЙЧАС +16°С
  • 7 мая 2019

    Кто пишет новости на 161.RU? Сейчас расскажем!

    На сайте появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой новостью), вы попадете на его персональную страничку. Там вы узнаете, кто он такой, чем увлекается и как давно работает на 161.RU. А еще там есть ссылки на его странички в соцсетях. Давайте дружить!

    30 апреля 2019

    Расскажите военную историю ваших родных!

    Перед Днём Победы портал 161.RU и социальная сеть ВКонтакте запускают проект #9мая161. Мы собираем фотографии и истории настоящих героев - ваших дедушек и бабушек, которые воевали или работали в тылу во время Великой Отечественной войны.
    Подробности читаем по ссылке:

    Подробнее
    10 апреля 2019

    Писать комментарии стало удобнее!

    Привет! В мобильной версии нашего сайта появилось обновление. Теперь плашка комментариев залипает внизу страницы. Мы надеемся, что оставлять комментарии теперь будет удобнее!

    Еще

ПДД для бывалых: можно ли проскочить на желтый и кто будет виноват, если не получится

Изучаем один из самых аварийных пунктов правил

Поделиться

Проезд на желтый часто приводит к спорным ситуациям, в том числе из-за чужих ошибок

Фото: Полина Авдошина

Красный — запрещающий, зеленый — разрешающий. А желтый? Если уверены в себе, можете сразу переходить к небольшому тесту в конце. Для остальных — очередная серия проекта «ПДД для бывалых».

Согласно пункту 6.2 ПДД, желтый сигнал является запрещающим. Но есть два исключения. Первое вполне понятно — это мигающий желтый. Он ничего не запрещает, а лишь предупреждает о приближении к нерегулируемому переходу или перекрестку.

Но есть и второе исключение, прописанное в пункте 6.14 ПДД.

6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 правил, разрешается дальнейшее движение.

И этот пункт выбивает табурет из-под ног желтого и вешает его на длинном суку. Потому что в интерпретации большинства водителей желтый становится «почти разрешающим».

А как на самом деле? Практика наказаний за проезд на желтый очень двусмысленна. Чаще всего камеры видеофиксации и сотрудники ГИБДД не регистрируют проездов на желтый — если только в показательном ключе. И причина понятна: доказать, что водитель мог остановиться, не применяя экстренного торможения, без автотехнической экспертизы невозможно.

Если вы проехали стоп-линию на зеленый, но не успеваете миновать перекресток в безопасной манере — остановитесь перед ним и не двигайтесь. При включении красного камеры видеофиксации расценивают движение в зоне после стоп-линии нарушением пункта 6.13 ПДД

Фото: Артем Краснов

В ПДД и нет понятия экстренного торможения. По смыслу — это торможение в пол с блокировкой колес. Определить на глазок необходимость экстренного торможения невозможно, потому что она зависит от типа автомобиля, состояния резины и покрытия. Там, где Porsche 911 остановится без видимых усилий, старенький тарантас на лысой резине сорвется в юз. А потому нарушения при проезде на желтый почти не исследуются, пока не случилось ДТП.

В серьезных ДТП выполнение условий, прописанных в пункте 6.14 ПДД, изучается отдельно, поэтому проезд на желтый могут признать незаконным

Фото: ГИБДД

А вот когда ДТП произошло, значимость желтого резко возрастает, особенно если в аварии пострадали или погибли люди. В этом случае автотехническая экспертиза назначается практически всегда, и один из вопросов экспертам формулируется так: имел ли водитель техническую возможность остановиться при включении желтого сигнала, не прибегая к экстренному торможению? Если имел, желтый превращается в запрещающий.

Неоднозначность желтого часто излишне расслабляет водителей. Например, многие любят ускориться на мигающий зеленый, чтобы гарантированно не иметь возможности остановиться на желтый. Это плохой способ: и последствия ДТП тяжелее, и в превышении скорости могут обвинить.

Боком порой выходит и вранье о слишком низкой скорости: скажем, водитель ехал 65 км/час, но сотрудникам ГИБДД рассказывает, как плелся 40–45 км/час. И во время экспертизы получается, что он имел возможность спокойно остановиться перед стоп-линией, а на перекресток въехал уже на «откровенно красный».

Видео: Russian Crush/YouTube

А вот два популярных сценария ДТП при проезде на желтый. Первый — это встреча с поперечным автомобилем, который стартанул слишком резво (часто на красный).

Видео: Антон Долгих/YouTube

Второй — наезд на встречный автомобиль, поворачивающий налево. Такие ДТП очень распространены и трудны для вынесения вердиктов. Любителям пролетать на желтый следует иметь в виду такие риски.

А трудно ли остановиться на желтый? На самом деле нет. На крупных перекрестках перед его включением 3 секунды мигает зеленый, столько же горит сам желтый, поэтому при езде не выше 60 км/час и стандартном времени реакции водителя остановка без экстренного торможения труда не представляет. Исключение — аномальные погодные условия, когда остановочный путь существенно возрастает. Но в сложных условиях пункт 10.1 ПДД советует нам не грубить со скоростью.

Секции основных светофоров часто имеют обратный таймер и желтую фазу, а вот стрелки гаснут гораздо менее предсказуемо

Фото: Илья Бархатов

Так, может быть, отменить желтый к чертям или сделать его «жестко запрещающим»? Чем это грозит, вы можете убедиться на перекрестках с дополнительной секцией светофора: стрелка тухнет после тройного мигания и сразу начинается запрещающая фаза. Это создает изрядную нервозность для водителей на перекрестках, где работают камеры видеофиксации. Поворот на потухшую стрелку грозит штрафом 1000 рублей на первый раз и 5000 рублей на второй. 

Потому буфер в виде желтого совсем не вреден. Главное, не переходить грань разумного и помнить, что изначально он — запрещающий.

Тем же, кто слишком переживает о потере времени, сообщаем: пусть порой кажется, что красный горит бесконечно, в реальности фаза запрещающего редко превышает минуту, чаще — 30–40 секунд.

И напоследок — традиционный тест. 

Есть ли автомобильные светофоры, в которых перед включением желтого нет фазы мигающего зеленого?

  • Нет, мигание зеленого обязательно
    Пункт 7.4.3 ГОСТ Р 52289-2004 допускает наличие фазы мигающего зеленого, но не обязывает делать ее
  • Да, нормативы допускают этоПункт 7.4.3 ГОСТ Р 52289-2004 допускает наличие фазы мигающего зеленого, но не обязывает делать ее

Какое расстояние проедет автомобиль на скорости 60 км/час за время горения желтого?

  • 5 метровНет. Скорость 60 км/час равна 16,7 метра в секунду. За 3 секунды, что горит желтый, автомобиль пройдет порядка 50 метров
  • 50 метровВерно. Скорость 60 км/час равна 16,7 метра в секунду. За 3 секунды, что горит желтый, автомобиль пройдет порядка 50 метров
  • 100 метровНет. Скорость 60 км/час равна 16,7 метра в секунду. За 3 секунды, что горит желтый, автомобиль пройдет порядка 50 метров

Кто виноват в аварии, если один ехал прямо, но проскочил на желтый, а второй поворачивал налево?

  • Тот, кто поворачивал налево
    Очень часто так и считают, но все же говорить об этом однозначно нельзя — всё зависит от деталей
  • Тот, кто проскочил на желтыйГоворить об этом однозначно нельзя — всё зависит от деталей
  • Слишком неоднозначно, чтобы судитьДа, подобные ДТП противоречивы и вердикт зависит от множества нюансов

Пусть остановочный путь автомобиля со скорости 60 км/час — 35 метров. Нужно ли экстренное торможение, чтобы избежать проезда на красный, если водитель адекватно среагирует на включение желтого?

  • Не нужно
    Да. Если расстояние до стоп-линии менее 35 метров — водитель успеет проехать до включения красного, если больше — остановится без экстренного торможения
  • Зависит от времени реакцииВремя реакции уже учтено в понятии остановочный путь — оно складывается из тормозного пути, а также расстояния, которое проходит автомобиль за время реакции водителя и срабатывания тормозных механизмов
  • НужноНет. Если расстояние до стоп-линии менее 35 метров — водитель успеет проехать до включения красного, если больше — остановится без экстренного торможения

Какую черту нельзя проезжать на запрещающий сигнал, если перед перекрестком отсутствует стоп-линия?

  • Линию, на которой установлен светофорНет, границу пересекаемой проезжей части
  • Границу перекресткаГраница перекрестка — это линия, проведенная по его скруглениям. Пункт 6.13 ПДД требует останавливаться перед пересечением проезжих частей, не создавая помехи пешеходам, то есть, позволяет доезжать до самой бровки пересекаемой проезжей части
  • Границу пересекаемой проезжей частиДа, пункт 6.13 ПДД требует останавливаться перед пересечением проезжих частей, не создавая помехи пешеходам
  • Линию центра перекресткаНет, пункт 6.13 ПДД требует останавливаться перед пересечением проезжих частей, не создавая помехи пешеходам

Водитель, не успевающий проехать перекресток на зеленый, имеет право завершить маневр...

  • … всегда
    Чаще всего завершить маневр разрешено, но пункт 13.7 требует соблюдать сигналы светофора на пути следования, если перед ними есть стоп-линии
  • … если не создает помех другим участникам движенияНет, пункт 13.7 требует соблюдать сигналы светофора на пути следования, если перед ними есть стоп-линии
  • … если на пути нет других светофоров со стоп-линиямиДа, пункт 13.7 требует соблюдать сигналы светофора на пути следования, если перед ними есть стоп-линии

Обнаружили ошибку или хотите предложить тему? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто».