20 марта среда
СЕЙЧАС +4°С
  • 18 февраля 2019

    Новые возможности нашего сайта

    Привет, наш дорогой читатель! У нас есть кое-что новое: форматы наших публикаций стали кликабельными.
    Теперь при клике на формат «Фоторепортаж» вы увидите все фоторепортажи. А если вы хотите почитать все интервью, кликните на формат «Интервью».

    5 декабря 2018

    Новый 161.RU: путеводитель для читателей

    Друзья, у нас новый дизайн. Если есть вопросы или вы видите ошибки — пишите. Кликните на «Подробнее», чтобы узнать больше. 

    Подробнее
    Еще

Opel, здравствуй, Ford, прощай: в России готовится «рокировка» двух ведущих автобрендов

Разбираемся, с чем Opel пожалует в Россию и что будет с фордоводами в случае ухода Ford

Поделиться

В России Opel начал забываться, но все эти годы марка развивалась и даже сменила собственника

Фото: Opel

Эти новости не связаны напрямую, и тем не менее возвращение Opel на российский рынок совпало с жарким обсуждением судьбы Ford, который, с большой вероятностью, прекратит продажи всех легковых моделей. Какие модели появятся, а какие уйдут — в нашем обзоре.

Opel меняет «папу» и возвращается

Марка Opel базируется в Германии, но чистокровным «немцем» уже давно не является: ещё в 1929 году её выкупил General Motors, а в новом веке влияние на Opel оказало корейское крыло американского концерна GM DAT. В 2012 году начался транзит в сторону французов, а в 2017-м концерн PSA (Peugeot и Citroen) получил контроль над немецкой маркой.

Это событие — ключевое для российского рынка, с которого General Motors и Opel как его часть ушли в 2015 году. Резкий рост курсов валют обрушил спрос на автомобили, что стало формальной причиной бегства, хотя многие усматривали и политическую подоплёку. Проекту помешала и невысокая локализация Opel и Chevrolet на заводе под Питером, а новые инвестиции в России GM счёл нерентабельными.

Переход Opel под контроль PSA сразу породил слухи о возвращении марки в Россию, потому что французский альянс, несмотря на скромные продажи, сохранил в стране и производство, и дилерскую сеть. Решение вызревало два года и теперь объявлено официально — под патронажем Peugeot-Citroen марка Opel совершает камбэк.

Opel Mokka пользовался хорошим спросом накануне ухода марки из России

Фото: Артем Краснов

Табу на продажу GM-моделей

Правда, марке запрещено продавать в России модели на платформе GM, которых у Opel большинство, включая некогда популярные в России Mokka, Astra, Corsa, Insignia.

Opel Crossland X. Как и в случае с Citroen C3 Aircross, ставка сделана на сочетание умеренной проходимости и вместительного салона, который напоминает интерьер компактвэна. 

Фото: Opel

Но за время замужества «Опеля» у них с PSA появились совместные дети, в первую очередь — паркетник Crossland X и его старший брат Grandland X. Правда, опелевского в них немного: первый является техническим клоном Citroen C3 Aircross (платформа PF1), второй близок к Peugeot 3008 (EMP2). И хотя оба и напоминают пропорциями кроссоверы, бывают только переднеприводными. Точнее, для Европы существуют гибриды с электромотором в приводе задней оси, но в Россию их пока не поставляют.

Opel Grandland X является близким родственником Peugeot 3008, хотя выглядит совсем по-другому

Фото: Opel

Младший кроссовер выпускают в Испании, старший — во Франции, и, судя по родственным моделям французов, ждать скорой их локализации в России не стоит.

Opel Zafira Life — плоть от плоти Citroen SpaceTourer: разница в эмблеме и других мелочах

Фото: Opel

Французский след в линейку Opel просочился и с коммерческими автомобилями — это минивэн Opel Zafira Life (не путать с просто Zafira) и фургон Vivaro. Первый за исключением мелочей идентичен Citroen SpaceTourer и Peugeot Traveller, второй недавно сменил поколение и тоже переехал на платформу PSA, но технически ближе к Peugeot Expert и Citroen Jumpy.

Ещё один клон — Opel Vivaro. Впрочем, эта модель никогда не была самостоятельной и в прошлые годы была копией Renault Trafic

Фото: Opel

В таком разрезе возврат Opel в Россию кажется лишь формальным, тем более отсутствие локализованных моделей осложнит ценовую политику. Например, переднеприводный Citroen C3 Aircross стоит сейчас от 1,227 миллиона рублей. Для сравнения: Hyundai Creta за меньшие деньги предлагает версию с «автоматом» и полным приводом. И предпосылок к тому, что Opel предложит что-то радикально иное, нет — слишком велика нынешняя зависимость марки от французов.

Так стоит ли возвращаться?

Шаг явно рассчитан на длительную перспективу, когда выйдет новое поколение «Опелей» на французских платформах, а точнее, когда стороны наладят плодотворное сотрудничество. Например, в этом году ожидается дебют новой Corsa на платформе Peugeot 208, правда, обе модели для России малоинтересны.

Пока же модельный ряд Opel в России будет ограничен, и возвращение марки воспринимается больше как попытка создать задел на будущее: восстановить дилерскую сеть, напомнить россиянам о существовании бренда, прощупать почву... Тем более французские марки ставят в России в основном на локализованные в Калуге модели — Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan, и «опелевского» аналога для них пока нет.

Впрочем, пусть у Peugeot и Citroen никогда не было больших продаж в России, в чём им не откажешь — так это в упорстве. При относительно скромной «повестке» они умудряются поддерживать жизнь в калужском заводе и сохранять дилерскую сеть, а значит, поделятся секретами своей живучести и с Opel.

Ford охладел к России

Первая информация о возможном уходе Ford из России просочилась в прессу ещё в начале года, и хотя официальных заявлений не последовало, на днях агентство Reuters со ссылкой на источники в отрасли подтвердило вероятность закрытия двух заводов Ford во Всеволожске и Набережных Челнах. На первом выпускают Focus и Mondeo, на втором — EcoSport и Fiesta. Третий завод в Елабуге компания, вероятно, оставит, но снимет с производства кроссовер Kuga, сосредоточившись на коммерческих автомобилях. Примерно по такой же схеме в своё время уходил из России FIAT.

Если реализуется худший сценарий, в России сохранят лишь выпуск коммерческих автомобилей Ford

Фото: Артем Краснов

Но окончательное решение ещё не принято, тем более российские перестановки во многом связаны с более глобальным планом Ford сократить присутствие на европейском рынке в целом. Ожидается, что марка определится с планами к середине года, а значит, до конца 2019 года новые Ford останутся в продаже.

Правда, положение марки в последние годы ослабло: рыночная доля сократилась до 3%, а производственные мощности трёх заводов загружены менее чем на 20%. Трудности Ford выдаёт даже ценовая политика, например, если большинство марок предпочитает поднимать цены регулярно, но помалу, Ford Ecosport за последний квартал дорожал дважды в общей сложности аж на 75 тысяч рублей.

Даже если марка сократит присутствие в России, нынешним клиентам Ford переживать не стоит — опыт предыдущих «беженцев» показывает, что центры по обслуживанию и ремонту продолжат работу, в том числе по гарантийным автомобилям.

Возможный уход Ford выгоден маркам конкурентам. Пусть 53 тысячи машин, реализованных в прошлом году, далеки от амбиций Ford, который когда-то был в лидерах рынка, но это значительно больше, чем, например, суммарные продажи Citroen и Peugeot — их результаты не превысили и 10 тысяч машин.

Обнаружили ошибку или хотите предложить тему? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто».