ѕовышение топливных акцизов с €нвар€ ощут€т и частники, и небольшие ј«—
ѕовышение топливных акцизов с €нвар€ ощут€т и частники, и небольшие ј«—

— €нвар€ –оссию ждЄт рекордное повышение акцизов на автомобильное топливо: в бюджете-2019 заложен их рост сразу в полтора раза. “аким образом власти надеютс€ отыграть всЄ, что недополучила казна во втором полугодии, когда скачок цен на бензин потребовал экстренного снижени€ акцизов.

Ќе€вна€ форма дорожного налога

јкцизы — это сборы, которые нефт€ные компании плат€т с каждой тонны реализуемого топлива. ‘актически их оплачивает потребитель, например в литре бензина ј»-95 «сидит» больше 6 рублей акцизов. ¬ 2012 году обсуждалась иде€ замены акцизами транспортного налога, но в итоге оставили обе формы сборов.

¬ последние дес€ть лет акцизы прибавл€ли ежегодно, иногда — дважды в год, и в общей сложности с 2008 года выросли более чем втрое. —амый сильный скачок случилс€ в 2016 году: тогда после двух волн повышени€ акцизов (в €нваре и апреле) они прибавили почти вдвое!

¬ этом году акцизы впервые за долгое врем€ снизили дл€ тушени€ бензинового кризиса, который разгорелс€ в конце весны. Ќо помимо отмены «скидки» на акциз правительство планирует увеличить его дополнительно.

«аправл€€ бак объЄмом 50 литров, вы оплачиваете более 300 акцизных рублей
«аправл€€ бак объЄмом 50 литров, вы оплачиваете более 300 акцизных рублей

Ќасколько подорожает топливо

—редн€€ цена бензина ј»-95 сегодн€ колеблетс€ около отметки 45 рублей за литр. ѕосле июньской корректировки акциз на такое топливо составл€ет 8 213 рублей за тонну — это соответствует упом€нутым шести рубл€м в пересчЄте на литр.

¬ проекте бюджета заложен рост акцизов до 12 373 рублей за тонну. Ќесложно посчитать, что он складываетс€ из правительственного «дисконта», введЄнного в мае, плюс несосто€вшегос€ июльского повышени€, а также планового увеличени€ акциза в 2019 году.

¬ сумме это даЄт увеличение нагрузки до 9 рублей за литр, что станет самым большим единовременным повышением акциза за последние дес€ть лет.

50 рублей за литр — на всех ј«— страны

‘ормально правительство просто отмен€ет поблажку, которой воспользовалось в дни топливного кризиса. ѕроблема в том, что акцизна€ «скидка» не транслировалась в пропорциональное снижение цены: теоретически она должна была уронить цены примерно на 2,2 рубл€ за литр, в реальности же они росли всЄ лето, пусть и не такими темпами, как до этого.

≈сли €нварское повышение акцизов состоитс€, стоимость бензина ј»-95 в –оссии возрастЄт до 48–49 рублей за литр.   этому стоит добавить и другие обсто€тельства, например увеличение Ќƒ— с 18% до 20%. ѕоэтому бензин по 50 рублей за литр выгл€дит всЄ более реальной перспективой.

 рупные сети ј«— могут уравновешивать розничные убытки за счЄт других видов бизнеса, но лишь кратковременно
 рупные сети ј«— могут уравновешивать розничные убытки за счЄт других видов бизнеса, но лишь кратковременно

¬з€тьс€ за рычаги

Ќа веро€тный скачок цен обратили внимание в —чЄтной палате, указав на необходимость «дополнительных компенсационных и сдерживающих мер».

„то это могут быть за меры? ¬ правительстве возлагают надежды на «тонкую настройку» налогообложени€ нефт€ных компаний, а в качестве крайней меры — введение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. ¬прочем, налоговые манЄвры в –оссии не всегда заканчивают триумфом, а в длительной перспективе оборачивают ползущим ростом цен на горючее. «а последние дес€ть лет бензин подорожал вдвое, а 2018 году пока удерживает пальму первенства по интенсивности процесса: если средн€€ годова€ прибавка обычно составл€ла 2 рубл€, то за дев€ть мес€цев этого года уже превысила 4 рубл€.

— — 1 €нвар€ 2019 года, помимо повышени€ акциза, нас ждут изменени€ в налоговой системе, которые поощр€ют экспорт топлива и делают менее выгодной его продажу внутри страны, — объ€сн€ет эксперт «Ќезависимого топливного союза» —ергей Ѕойко.

ƒефицит топлива на внутреннем рынке, кстати, называлс€ в числе виновников майской эскалации цен, и после €нварских изменений снова возможен перекос, считает эксперт.

— ƒобавьте к этому рост Ќƒ—, — продолжает —ергей Ѕойко. — “опливный рынок оп€ть столкнЄтс€ с проблемами, которые правительство будет, скорее всего, решать с помощью проверенного метода — сдерживани€ розничных цен. ќптовые же цены будут формироватьс€ квазирыночным способом через биржу, и мы снова столкнЄмс€ с диспаритетом оптовых и розничных цен, что сделает ситуацию на рынке искусственной и неустойчивой.

ј много ли мы платим за бензин?

ƒа, он €вл€етс€ доминирующей статьей эксплуатационных расходов на автомобиль: по нашим оценкам, средние расходы владельца п€тилетней Lada Granta на страховки, налоги, “ќ и топливо составл€ют 76 тыс€ч рублей, из которых бензинова€ часть — 58 тыс€ч! ѕри расчЄтах мы принимали средний расход топлива в 6,8 л/100 км и годовой пробег в 20 тыс€ч км. — расходами на топливо может сравниватьс€ разве что потер€ стоимости машины (в случае с п€тилетней «√рантой» — около 40 тыс€ч рублей в год).

ѕопул€рным способом экономии на топливе был перевод автомобил€ на газ: либо сжиженный пропан-бутан, либо на сжатый метан. Ќо газ с начала года прибавл€л сильнее бензина: уже к августу его цена возросла на треть. ¬есной, во врем€ бензиновой эскалации, пропан-бутан подорожал с 14–15 рублей за литр до 20–21 рубл€. Ќе добавл€ют оптимизма и сложности с легализацией газобаллонного оборудовани€.

¬ режиме выживани€

” бензинового кризиса есть и ещЄ один аспект, менее €вный. Ќасильственное сдерживание розничных цен привело к снижению их разницы с оптовыми, и это ударило по небольшим сет€м ј«—. »з 25 тыс€ч российских заправок примерно 15 тыс€ч — это как раз «внесистемные» игроки, которые не принадлежат вертикально интегрированным нефт€ным компани€м (¬»Ќ ам). ќпасени€ за жизнеспособность «частников» по€вились ещЄ летом, когда оптова€ и рознична€ цены практически сравн€лись.

— ¬ начале июн€ ситуаци€ была критической, но потом стабилизировалась: правительство вынудило крупные нефт€ные компании увеличить поставки на внутренний рынок, снизило акцизы, постепенно уменьшились и оптовые цены. ¬ итоге частным ј«— удалось обеспечивать минимальную маржинальность на уровне 1,5 рубл€ с литра, но этого недостаточно, — комментирует —ергей Ѕойко. — ќни работают в режиме выживани€, некоторые активно продают свои ј«—. ѕоложение т€жЄлое, а с 1 €нвар€ 2019 года мы ожидаем дальнейшего ухудшени€.

—нижение маржи на частных ј«— провоцирует торговлю топливом сомнительного качества
—нижение маржи на частных ј«— провоцирует торговлю топливом сомнительного качества

¬ыдавливание с рынка частных ј«— усиливает монопольное положение ¬»Ќ ов и снижает доступность топлива дл€ российской глубинки — небольшие заправки нередко расположены вдали от магистралей и крупных городов, где сети ¬»Ќ ов развиваютс€ неохотно.

—ильное подорожание топлива началось весной 2018 года. ƒл€ его остановки были прин€ты экстренные меры, на отдельных ј«— после этого фиксировалось снижение цен.