16 сентября понедельник
СЕЙЧАС +24°С

«Автомат» vs «механика»: Америка vs Европа

Поделиться

В 2004 году более 82% новых машин в Британии покупались с механической коробкой передач. В 2013 доля хоть и упала, но несущественно – до 75%. Англичане все еще предпочитают передергивать затвор вручную, и Англия еще не крайний пример: в некоторых странах Евросоюза фанаты «автомата» обеспечивают лишь 10% рынка.

Альтернативная модель: США и Япония. Так, в Северной Америке 93% машин имеет «автомат», причем для 80% моделей он является безальтернативным типом коробки. В Японии двухпедальные машины выбирает 19 покупателей из 20.

Россия, грубо говоря, находится между двумя полюсами. В прошлом году доля машин с «автоматами» всех сортов перевалила за 40%, в этом году приблизилась к 50%. А если брать только иномарки, «автоматы» уже давно завоевали парламентское большинство.

Наш опрос показывает, что если брать не только новые машины, то доля автомобилей с «механикой» – примерно 60%, но это и понятно – иномарки разбавлены механическими «Ладами». Тем не менее, год от года наш автопарк движется в сторону автоматизации.

Интересно, останемся ли мы посредине или маятник качнется в обратную сторону? Полагаю, борьба «автоматчиков» и «механофилов» будет нешуточной.

Здесь и далее я буду называть «автоматом» все типы трансмиссий, которые переключают передачи за нас – гидромеханические автоматы, вариаторы, роботы и роботы с двойным сцеплением (типа DSG или преселективные КПП).

В США «автоматы» заняли доминирующее положение по двум причинам: дешевизне всего и вся в Америке (от машин до топлива) и навязчивой любви штатовцев к комфорту. Статистика показывает, что в тяжелые времена американцы, может, и рады чаще выбирать «механику», но маховик уже раскручен: большинство моделей с «механикой» не предлагаются.

У Японии другой сценарий, и в основе любви к «автоматам» лежит умение островитян довести любую идею до технологического оргазма. Сделать долговечный и при этом не очень дорогой «автомат» для них никогда не было проблемой.

Европа, быть может, тоже любила бы «автоматы», если бы не крепчающие экологические нормы и обсессивная забота тамошних автомобилистов о снижении эксплуатационных расходов. Фактически, из всех развитых клочков суши именно Европа пересаживает своих жителей на «механику» насильно, с помощью финансового кнута (то же самое с дизелями).

На первый взгляд, Россия уверенно движется к американскому варианту. 20 лет назад наши «автоматчики» начинали почти с нуля, и первой массовой машиной российского производства с «автоматом» стал Ford Focus в начале нулевых. Но как многое с тех пор изменилось: мало того, что иномарки заняли львиную долю рынка, так еще и АВТОВАЗ предлагает «автоматы» для всех моделей – последней из «Лад» такую трансмиссию получит новая Priora: в этом году ее нарядят «роботом» собственной разработки.

В пользу «автомата» говорит любовь россиян к комфорту, низкий процент приверженцев спортивного стиля вождения (не путать с диарейным), а также растущее благосостояние. К тому же, в среднем российский водитель значительно уступает европейскому, поэтому «автомат» для многих (особенно для женщин) является не просто приятным бонусом, а необходимым условием для вождения. И не забудем сравнительно дешевый бензин при низких средних пробегах. К примеру в Европе автомобиль в режиме рутинных поездок (без паневропейских туров) может проезжать по 50-70 тысяч километров в год, а при стоимости топлива в 1,5 евро за литр это эквивалентно 6-7 тысячам евро в год. Да, у них большие зарплаты, но поверьте, такие суммы все равно ощутимы.

Если интерполировать кривую «наавтомачивания» России, уже лет через 10 мы бы пришли к американской пропорции. Но, полагаю, не придем.

Во-первых, хотим мы того или нет, бензин будет дорожать, а планируемый Минпромторгом налог на экологию может дать определенную фору «механическим» машинам. Постепенно эксплуатационные расходы будут заботить россиян все больше, а в их числе – стоимость потенциального ремонта. Несмотря на усилия инженеров, «механика» пока является менее рискованным вариантом, и даже в случае поломки ее ремонт обходится дешевле. Недавно один человек в теме рассказал, что, по внутренней статистике одного именитого концерна, процент отказа «механик» – 0,1%, гидромеханических автоматов – 1%, а роботов – 5%.

Полагаю, россияне кинулись на «автоматы» еще и из любопытства: если ты всю жизнь дергал ручку, интересно же попробовать что-то новое, тем более, оно почти не требует привыкания – сел и поехал. Но постепенно отношение к автомобилю из эмоционального, потребительского перейдет в более практическое русло, и вот тут, думаю, «механика» может стать вполне разумной альтернативой.

Вообще, современные «автоматы» настолько хороши, что при работе практически не обращают на себя внимания, а по экономичности сравнимы с механическими трансмиссиями. Вроде бы, выбор очевиден. Но когда это обстоятельство выдвигают в качестве основного аргумента, мне хочется возразить: на самом деле, весьма сложно найти «автомат», который удовлетворял бы всем требованиям одновременно. То есть быстрый, надежный и недорогой одновременно.

Большинство «автоматов» для доступных моделей либо слишком сильно скрадывают динамику, либо страдают проблемами с надежностью, а иногда – то и другое одновременно.

Я вспоминаю тест-драйвы последнего года: какие «автоматы» мне понравились безоговорочно? Вариатор Nissan Murano. Восьмиступенчатый «автомат» KIA Quoris. Восьмиступенчатый автомат BMW X3. Ну вы поняли, к чему я клоню, – хорошая коробка стоит денег (и не факт, что она супернадежна).

Впрочем, есть исключения: скажем, шестиступенчатый автомат бюджетного Chevrolet Cobalt произвел хорошее впечатление, осталось выяснить, насколько он крепок. Ford отказался от допотопной четырехступенчатой гидромеханики в пользу преселективного «робота» PowerShift, причем доплата за него невелика – порядка 45 тысяч. И снова – а что с безотказностью? Среднеценовые «французы» продолжают подчевать нас вариациями коробки DP0 (AL4), известной своей капризностью, и, судя по последним тестам «Авторевю», несмотря на все «рестайлинги» проблемы сохраняются. «Роботы» DSG спровоцировали надавно депутата Вячеслава Лысакова начать против них кампанию в поддержку автовладельцев. И так далее.

На мой взгляд, «автоматы» далеко не всегда являются оптимумом по совокупности факторов: цена, надежность, динамика, стоимость эксплуатации. Но осознание приходит не сразу – для этого нужно поездить, посчитать, поприкидывать, тогда как любовь к «автоматам» с первого взгляда – дело привычное. Поэтому нужно время, чтобы некоторые россияне дозрели до более прагматичного подхода к выбору, который исповедуют европейцы.

Для люксовых моделей, даже спортивных, «автоматы» уже стали основным блюдом, часто – безальтернативным, и здесь их доминирование продолжится. Это неудивительно: инженерам проще создать хороший дорогой «автомат», чем хороший дешевый. Плюс богатый клиент не так заботится об экономии, включая экономию на ремонтах.

А вот массовый сегмент еще увидит перетягивание каната «автомат-механика», поскольку нынешняя фанатичная увлеченность «автоматами» несколько перегрета.

Я думаю, триггером к замедлению спроса на «автоматы» станет экономический фактор: удорожание топлива или введение экологических налогов. Также предположу, что пока доля «автоматов» продолжит расти и через несколько лет стабилизируется на отметке 60-65%. Но американских пропорций не достигнет, хотя бы потому, что мы куда больше равняемся на Европу, чем Америку.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Водитель
31 мар 2014 в 10:00

Автомат для девочек и голубков. 25 лет стажа не тянуло. Нормальный шофер знает что "палка" это надежность. А крашеных блондинок это не волнует, у них папики есть

Гость
31 мар 2014 в 10:17

Пять лет назад впервые попробовал автомат, больше на мех-ку не сяду

Иржик
31 мар 2014 в 12:21

На вкус и цвет, как говорится!
Я только ЗА "мешалку".
Плюсы:
- переключения передач происходят "на автомате" и именно в тот момент, в который мне нужно, а не "роботу";
- возможность более эластичного использования ресурсов двигателя;
- стоимость приобретения и обслуживания "мешалки" ниже "автомата";
- возможность продолжения движения ТС при частичной поломке коробки передач (н-р: вылетела одна из передач);
- возможность буксировки ТС и запуска двигателя "с галстука" (н-р: при выходе из строя АКБ);
- возможность использования метода торможения "двигателем";

На автомате ездил: при одинаковой мощности выявлена повышенная вялость двигателя. Не понравилось.
Для себя сделал вывод:
- мешалка для тех, кто хочет контролировать процесс движения;
- автомат для тех, кто хочет просто двигаться, находясь в большей зависимости от ТС.