Wuling Hongguang. Первый раз пишу пост про автомобиль, название которого не могу выговорить. Наверное, оно читается как «Вулинг Хонг Ганг» и произносится с резкими звуками на выдохе. Впрочем, интересно другое – этот неказистый минивэнчик является одним из самых популярных автомобилей в мире, и в одном только Китае его продажи в позапрошлом году достигли 750 тысяч в год!
Для сравнения самый популярный европеец VW Golf расходится в Европе тиражом 500+ тысяч в год, а результаты Wuling правильнее сравнивать с американским бестселлерами Ford F-Series и Chevrolet Silverado. Они, правда, чуть впереди, но в любом случае 750 тысяч – это невероятная величина. Годовой выпуск всех моделей АВТОВАЗа – почти в три (!) раза меньше.
Понятно, что китайский рынок объемом 21 млн единиц (в 14 раз больше российского) делает подобные рекорды возможными, и все же меня заинтриговал этот автомобильчик с непроизносимым названием. Не помню другой страны, кроме Китая, где бы лидерство в общем зачете три года подряд удерживал минивэн.
Wuling Hongguang является совместным продуктом GM и китайской корпорации SAIC – подобный подход не только типичен для Китая, но даже обязателен: иностранная компания может продавать на территории страны лишь продукты совместных производств, в которых китайская сторона должна быть держателем большей части акций.
Инжиниринг автомобиля взяла на себя GM, и в Индии, например, модель носит гедонистическое имя Chevrolet Enjoy. Изначально, я думаю, ничто не предвещало столь крупного успеха, и в момент выхода модели о перспективах продаж «джиэмовцы» говорили достаточно сдержанно – все-таки минивэн. Даже презентация автомобиля прошла без большой помпы в не самых крупных (по китайским меркам) провинциальных городах, а продажи начались в ограниченном количестве автосалонов.
Зато концепция автомобиля была оригинальная: Hongguang – это восьмиместный минивэн размером с Renault Duster, который в уже неплохой комплектации с подушками, АБС и прочим оборудованием стоил в 2010 году от 6,6 тысячи долларов, что в пересчете на нашу валюту составляло порядка 200 тысяч рублей. То бишь минивэн продавался за цену пустой Lada Granta. Это дешево даже для китайцев.
Конечно, чудес не бывает, и, например, базовым мотором для Hongguang был 1,2-литровый безнаддувный агрегат мощностью 70 л.с., а «топовый» мотор 1,4 развивал 100 л.с. Для автомобиля, способного взять на борт полтонны, это смехотворно мало, так что Wuling – гимн китайской аскетичности, которая ценит функционал превыше таких эфемерных качеств, как удовольствие от вождения или имидж. Подозреваю, что просевший «Вулинг» с торчащими из открытого багажника досками, который мчится по трассе на 38 км/час, – привычное зрелище на китайских дорогах.
В России его аналогом можно считать «Газели» первого поколения, которые в свое время «выстрелили» за счет отсутствия альтернатив. Они быстро умирали, но еще быстрее окупались и дали мощный толчок развитию мелкого бизнеса и городских перевозок, за что скажем им спасибо.
В прошлом году продажи Wuling Hongguang снизились до 655 тысяч авто в год, но на самом деле интерес к автомобилю даже возрос, потому что часть спроса оттянула на себя родственная модель Baojun 730, которая в первый же полный год разошлась тиражом 321 тысяча единиц! Другими словами, в сумме два брата-минивэна показали почти миллионные продажи, что плюс-минус сопоставимо с объемом всего российского рынка в 2016 году.
В этом году SAIC и GM представили второе поколение Wuling Hongguang, которое стало крупнее, привлекательнее внешне (по мнению китайцев) и обзавелось новым 1,5-литровым мотором. Как водится, подросла и базовая цена – теперь Wuling стоит от 9 тысяч долларов, что все равно очень скромно: для сравнения VW Tiguan местного производства в три раза дороже (цены на «обычные» машины в Китае сравнимы с нашими).
Вот интересно, сработал бы такой подход в России? С одной стороны, минивэны мы традиционно не любим, что связано с отсутствием дешевых вариантов и с имиджевыми аспектами. Нам, в отличие от китайцев, важно позиционировать себя с помощью автомобиля, а минивэны имеют семейный, хозяйственный или корпоративный имидж, но ничего не добавляют реноме крутого мужика или светской львицы.
Впрочем, успехи «Газели» и отчасти Lada Largus показывают, что правильно сделанный и недорогой минивэн найдет свою аудиторию и в России – пусть не столько масштабную, как в бурно развивающемся и деловом Китае. Может быть, Николя Мор запустит в России производства недорого минивэна, ведь у Dacia есть соответствующий опыт?
P. S. А вообще я желаю России, чтобы самым популярным автомобилем у нас стал минивэн или пикап, а не напомаженные бюджетные иномарки и кроссоверы. Ибо это бы означало, что от проедания ресурсов мы перешли к их приумножению.
Фото: Фото производителя