Четыре часа рекордов, опасных моментов и настоящих спортивных страстей. Механизаторы Ростовской области, Краснодарского края и Крыма сразились за главный приз «Бизон-Трек-Шоу 2010» – единственных в России гонок на тракторах. Трактор «Беларус» индивидуального дизайна отправился в Цимлянский район Ростовской области.
Единственный день, когда горожане искренне переживают за селян – шутит по поводу «Бизон-Трек-Шоу» действующий министр сельского хозяйства Ростовской области Владимир Черкезов. Единственные в России гонки на тракторах проводятся в Ростовской области с 2002 года, и с каждым годом трасса становится все сложнее, участники – все опытнее, а машины все более напоминают гоночные болиды.
Ровно в 9:00 воскресенья, 6 июня, на площадке у офиса агротехнологического холдинга «Бизон» 34 участника гонок собираются на построение. Соревнования в этом году приобрели международный статус: конкуренцию традиционным соперникам из Ростовской области и Краснодарского края составили две команды полуострова Крым. В напутственных словах представитель Ростехнадзора – каждая машина проходит тщательный контроль безопасности – напоминает, что главное в тракторе – это механизатор. Идеолог гонок, гендиректор холдинга «Бизон» Сергей Суховенко, дает несколько рекомендаций.
«Трасса сложная, мы добавили новые препятствия, трамплины, усложнили повороты, так что я вам советую: не теряйте головы, особенно перед финишем – там очень опасный поворот, можно запросто улететь в кусты. Я вас прошу быть предельно внимательными, чтобы потом не пришлось вас из этих кустов выдергивать», – рекомендует Сергей Суховенко.
В сопровождении милицейских автомобилей колонна из тракторов на любой вкус и цвет – в вопросах «прокачки» механизаторов ограничивает только Ростехназдзор – выдвигается к месту соревнований. На подступах к трассе – внушительная пробка. На четвертый километр «Дон-25» приехали не только родственники спортсменов и болельщики, здесь – «хозяева» трассы, жители Мясниковского района и добрая часть ростовчан. Наконец около 11:00 утра – парад участников и команда «На старт!».
Сомнения в том, что трасса сложна, отпадают уже через несколько минут после начала соревнований. На первых же метрах трактор должен преодолеть брод – глубокую лужу грязи. Два болида успешно проходят препятствие, порадовав журналистов и зрителей облаками грязи. Однако третий номер «захлебывается»: на выходе из брода машина останавливается. Вскоре главный судья соревнований Игорь Гарагуля («Взяток не берет, но вот машину себе поменял», – представляет его ведущий) принимает решение о рестарте.
Новый инцидент не заставляет долго ждать: красиво пройдя брод, не вписывается в поворот машина под номером 25, которой управляет представитель ООО «Краснокутское» Октябрьского района Алексей Купоров. Гонщик невредимым выбирается из упавшего на бок трактора – зрители убеждаются в высоком уровне безопасности, однако болид с разбитым лобовым стеклом в строй больше не вернется.
В этом году гонки проходят по новой схеме: два этапа гонщики стремятся показать лучший результат в движении по гравию и пересеченной местности. В третий тур проходят 18 гонщиков, набравших наибольшее число очков, и еще два претендента, «спасенных» оргкомитетом.
Фаворитов четверо: естественно, прошлогодний победитель, дважды чемпион Анатолий Бобровский из Целинского района, механизатор из Цимлянского района Андрей Гордеев, представитель Мясниковского района Мелкон Хочкиян и самый опытный и взрослый пилот гонок – 60-летний Анатолий Шишкин из Неклиновского района. Он играючи возглавил турнирную таблицу по итогам двух туров и уверенно чувствовал себя в дальнейших соревнованиях, где отсев продолжался.
Однако далее Фортуна раскапризничалась. За шаг до финала – в последнем парном заезде – седьмой номер сходит с трассы: болид отказывается трогаться с места. К последней гонке в этом году допускают четырех пилотов. Отношения выясняют дважды чемпион Анатолий Бобровский, прошлогодний бронзовый призер Александр Чумак из Цимлянского района, и две «темные лошадки»: Али Ахметов, поразивший зрителей практически филигранным умением управлять трактором, находясь на предельной скорости, и Вартан Хиабахян.
Длина финальной трассы «Бизон-Трек-Шоу 2010» – символичных 2010 метров. Механизаторы должны сделать три круга. В полуфинальном парном заезде победителя в поединке Бобровский – Чумак устанавливали по фотофинишу, поэтому 20 тысяч зрителей не жалеют голоса, подбадривая соперников. С приличным отрывом к финишу приходит обойденным вниманием экспертов, не включивших его в список фаворитов, номер 33 – предпоследний в списке участников. Даже взлетая вверх на руках болельщиков, победитель «Бизон-Трек-Шоу 2010», механизатор СПК «Степной» Цимлянского района Александр Чумак не может поверить, что у него это получилось.
«Я четыре раза уже участвовал в соревнованиях, в прошлом году занял третье место. Как готовился? Да никак, прямо с поля, с работы сюда приехал, – смущаясь, отвечает чемпион на вопросы журналистов. – Сложная, конечно, трасса. Вот когда здесь чуть на повороте не упал, вообще страшно было. Я еще сам себе не верю, что победил».
Залитые грязью пилоты собираются на церемонию награждения. Без подарков не уходит никто. Есть и специальные номинации: приз за самый экстремальный заезд получает автор самого серьезного инцидента на трассе Анатолий Купоров, награду за лучший дизайн увозит в Каменский район автор трактора-хохломы Леонид Леонов. Отметим, что этот приз он получал уже пять раз.
На третью ступень пьедестала почета поднимается Вартан Хиабахян (СПК «Дружба», Мясниковский район). Второе место досталось прошлогоднему чемпиону Анатолию Бобровскому.
«Ну, в прошлом году мы с ним (Чумаком) также соревновались, но я выиграл, – философски оценивает «серебро» Анатолий. – В этом году выиграл он. Посмотрим, что будет в следующем».
До новой дуэли победителям «Бизон-Трек-Шоу» предстоит сразиться с украинскими механизаторами, которые так и не пробились в финал донской гонки. Осенью наши земляки примут участие в гонке на тракторах под Симферополем. Но уже сейчас становится ясным, что «Бизон-Трек-Шоу 2011» в зрелищности и накале страстей нынешнему не уступит. И дело не только в выяснении чемпионских отношений. Вызов ростовскому супертрактору Бизон Evo II бросили германские конструкторы.
Фото: Фото автора