RU161
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +13

2 м/c,

южн.

760мм 51%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,59
EUR 100,27
Работа Бюджетная стабильность или коммерческие возможности?

Бюджетная стабильность или коммерческие возможности?

«Государство или частная компания?» – для многих этот вопрос звучит как «стабильность или риск?» или «маленький оклад или достойная зарплата?». И неудивительно. Работа в бюджетных организациях и частных компаниях обросла стереотипами. Где же лучше, и есть

«Государство или частная компания?» – для многих этот вопрос звучит как «стабильность или риск?» или «маленький оклад или достойная зарплата?». И неудивительно. Работа в бюджетных организациях и частных компаниях обросла стереотипами. Где же лучше, и есть ли однозначный ответ на этот вопрос?

Риск, шантаж и «упряжка»

Немаловажный фактор – рабочий коллектив. А особенно – начальство. Частники дерут три шкуры, заявляют знакомые, имеющие негативный опыт работы в коммерческих организациях. А еще не любят, когда сотрудники болеют или учатся. И трудовой кодекс им не указ: возьмут да уволят, или зарплату снизят – благо, что половина «черная». Зато в госструктурах встречаются начальники с запущенной стадией маразма. Да, в коммерции их полно, но в «госе» они отличаются особой разновидностью неадеквата.

«Я работала в одном государственном университете, начальником у меня был весьма сложный человек, – рассказывает делопроизводитель Ольга Степанина. – Он постоянно тормозил и усложнял рабочий процесс, нуждался в том, чтоб за ним постоянно бегали. Очень любил показать свой «авторитет». Плюс ко всему лидерство свое доказывал нешуточным психологическим давлением. Чувствовалось, что человек попросту не реализовался и теперь пытается как-то это компенсировать. Начальником нашего маленького управления он стал только в 50 лет».

Нереализованность и связанные с нею комплексы – частый спутник начальников в государственных структурах, да и не только начальников. В «госах» быструю карьеру сделать проблематично. Человек занимает долгожданную должность в предпенсионном возрасте, отдав предприятию практически всю жизнь, а сплошь и рядом молодые специалисты возглавляют большие отделы в коммерческих компаниях, зарабатывая в несколько раз больше управленца из «госа». Есть из-за чего расстраиваться! А негатив приходится «ловить» несчастным подчиненным.

А вот у проектировщика Владимира Дудина начальник был, наоборот, весьма скор и трудолюбив, да еще и много сотрудников нанимать не охоч. Однако труд любил он до того, что нередко оставался в офисе до полуночи. При этом страстно желал делать это в компании. «В итоге я понял, что не могу отдать все часы, которые посвящаю жене и маленькой дочке, отчетам и перепроверкам, – делится Владимир. – Пытался объяснить, что рабочий день состоит из восьми часов, максимум – 10. В итоге часть компенсации, которая «в конверте», урезалась на две трети. Уволился. Пусть на новой работе зарплата чуть ниже, убеждаюсь, что поступил верно: бывший босс был не прав».

«Жена конец месяца ждет в напряжении, – говорит сотрудник бюджетной организации Владимир Зайчихин. – А сестру уволили из ресторана – денег не давали три месяца, потом сократили пол-штата. Зарплаты выдали разом. Оказалось, что уже на втором месяце задолженности произошел какой-то «перерасчет», из-за которого сумма вышла меньше. Люди работали почти полтора месяца, не зная, за что. А я в завтрашнем дне уверен, даже если кризис, так как предприятие у нас нужное государству. Зарплата ниже, чем в коммерции, зато «капает» как по часам, плюс отпуск у меня по 40 дней, и в пятницу я ухожу в 16 часов. К частнику – ни за какие коврижки: плавали, знаем!»

«После университета целенаправленно пошел работать в «гос», – говорит Олег Ершимов. – Во-первых, продолжил учиться в аспирантуре, во-вторых, хотел приобрести опыт без напрягов и форс-мажоров».

В большинстве госструктур даже ежеквартальные премии не компенсируют низкую зарплату. Зато государство гарантирует значительно меньший риск и кучу социальных гарантий. Здесь вас не станут шантажировать снижением зарплаты, если «по уважительной причине» не явитесь сегодня «к станку». Декрет? Разумеется! А если учитесь заочно – дадут и учебный отпуск: все по закону. Увольняют из «госов» редко – нужно допустить большой промах, чтобы начальство заморочилось выговорами, бумагами и печатями. Словом, стабильность, пусть и не высокооплачиваемая (хотя есть бюджетные организации, где платят вполне конкурентно).

«Я работаю в районном пенсионном фонде и очень довольна, – делится впечатлениями бухгалтер Галина Семенова. – После декрета место осталось за мной. У нас есть льготы к платному стоматологу, без очередей проходим к специалистам в поликлинике. Отпуск у меня длиннее, чем у дочки, работающей в торговой сети. Здесь я обзавелась массой полезных связей – благодаря им дочь скоро перейдет к нам на выгодное место и забудет про нервный труд менеджера, а зять – на хорошую должность в другую бюджетную организацию. Меня ждет достойная пенсия благодаря стажу и «белой» зарплате. Путевки на море для меня и внуков достаются почти задаром! О какой работе еще можно мечтать?..»

«Болото», мини-зарплата и кумовство

Чем хороши бюджетные организации, кроме стабильности? В «госе» значительно больше вероятности, что вас не станут «впрягать» по 10-12 часов в день, а то и по 14, как это бывает в коммерческих компаниях. Но полной гарантии нет, как показывает практика.

«Нормированный день? Да что вы говорите! – возмущается ведущий специалист городской администрации Олег Китаев. – Особенно, когда начальство чаи гоняет весь месяц, а потом вдруг оказывается, что нужно не только сдать все отчеты за квартал, но и в рекордные сроки провести муниципальный конкурс и подписать стопку договоров. А это не один вечер над цифрами! За переработки не платят. А будет ли достойная ежеквартальная премия – зависит от отношений с начальником. В коммерции хотя бы бывают адекватные договоренности о плате за переработки».

Олега поддерживает Елена Рассольцева: «Да, я могу отказаться от сверхурочной работы. Да, меня не уволят. Но! Начальник потом еще недели две будет давить так, что мне не вытерпеть это. И премию я получу с гулькин нос, как бы прекрасно ни выполняла свои обязанности в отведенное на то время».

«Бюджетники» жалуются на старые методы управления, «крепостническо-совковое» отношение к работнику – как к рабу и энтузиасту-патриоту. Сложнее в «бюджете» и с объективной оценкой вашей работы. В коммерции судьей, чаще всего, становятся показатели прибыли. Бич госкомпаний – кумовство. В бюджетной организации чаще всего встречаются «специалисты», посаженные в свои кресла через родственника, друга семьи, любовника и т. д. «А в коммерции полно грызни, высокая конкуренция», – возразят бюджетники. В госкомпаниях махровым цветом цветут подковерные интриги в борьбе за премии и теплое местечко у начальника под боком. И это, скорее, портит характер, нежели развивает человека как профи.

Авралов хватает из-за бюрократии. «Я работала в одном государственном вузе, при котором создали собственную редакцию, – рассказывает журналист Евгения Васильева. – Было начало декабря. Я и мои подчиненные две недели ходили по инстанциям и выслушивали про технику безопасности (застать начальника этого отдела было непросто), ставили подписи и печати, дожидаясь в коридорах и терпя «кабинетный футбол» – бегая из одного отдела в другой. Наш «квест» закончился тем, что оформили нас после новогодних праздников, и зарплату мы смогли получить лишь в начале февраля. Причем и для этого пришлось пройти еще пару кругов ада».

Когда Олег Сивов перешел в коммерческую организацию, то поразился: все, что требуется – просто выполнять свои прямые обязанности. Никаких бумажных кип, бесконечных служебных записок и никому не нужных таблиц. «Большую часть времени в «бюджете» я занимался всякой шелухой для отчетности. Помню, посадили к нам делопроизводителем студентку – она взялась заполнять табель посещаемости, который не составлялся больше года. Но вот он внезапно понадобился бухгалтерии, хватился начальник… В общем, табель девочка заполняла «от балды», слегка ориентируясь на прошлогодние командировочные листы».

Отсутствие стимула – тоже серьезный недостаток. Особенно для молодежи, разумеется. «Беспросветность какая-то, – вспоминает свою работу в училище финансист (экс-заведующая бюджетными вопросами) Светлана Звягинцева. – Стабильность хороша, когда она соседствует с прогрессом, однако без оного превращается в унылое болото. Люди постоянно ноют и жалуются. При этом у них нет сил не только что-то менять, но и даже уволиться! Затягивает система. Бороться бессмысленно, а уйти из нее – если задержишься – уже не осмелиться, потому что становишься осторожным и опасливым, как премудрый пескарь».

«Конвейер, – вторит системный администратор Алина Жеребчик. – Работа монотонная. Коммерция интереснее и перспективнее – все меняется быстрее, впитывается новое, есть стимул учиться, развиваться. А в «госе», даже если у меня и была самомотивация расти, система задавливала. Такая «спокойная» работа высасывает соки похлеще коммерческой «потогонки».

Еще в бюджетных компаниях зачастую нет современного обучения сотрудников, зато есть жесткая регламентированность и «от звонка до звонка». Нет шансов карьерного взлета, а кулер в офисе – невиданная роскошь.

Словом, вам выбирать, «тараканы» какой работы вам милее. Ясно, пожалуй, только одно: многое зависит от конкретного коллектива конкретной компании, в которой вам предстоит работать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем