Город Недоступное небо

Недоступное небо

Под Ростовом снова мечтали о небе. Форум малой авиации собрал несколько десятков летчиков-любителей со всей России. В станицу Ольгинскую прилетели увлеченные небом жители Челябинска, Самары, Твери, Таганрога...

Под Ростовом снова мечтали о небе. Форум малой авиации собрал несколько десятков летчиков-любителей со всей России. В станицу Ольгинскую прилетели увлеченные небом жители Челябинска, Самары, Твери, Таганрога и, конечно, Ростова, где проблемы малой авиации как-то даже попытались решить в рамках задачи по борьбе с пробками – любители неба предложили ввести авиатакси.

Но за много лет ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки: как и раньше, небольшие воздушные суда в небе России увидеть можно разве что в ходе таких вот специализированных шоу.

«В нашем государстве все так сделано, что часто законодательство противоречит не только логике, но и самому себе, – прогуливаясь между выстроенных в строй самолетов объясняет сложившуюся ситуацию директор спортивной автономной некоммерческой организации (САНО) «Армавирский аэроклуб» Евгений Кудряшов. – Вот, к примеру, в нашей стране даже серийные модели владельцы регистрируют как наборы для самостоятельной сборки самолета. Это происходит потому, что получить нормальный сертификат практически невозможно. Для получения такого сертификата владелец самолета должен обладать невероятными пробивными способностями и огромным количеством денег».

Невероятно, но факт: большая часть судов российской малой авиации проходят по бумагам как собранные в кустарных условиях модели. Это при том, малая авиация в России остается, как говорят, удовольствием для миллионеров. Цена самого дешевого самолета начинается от 1,8 миллиона рублей.

Те, что прилетели на Форум в Ольгинскую, конечно, дороже. Самый неказистый специалисты оценили минимум в два миллиона рублей, а на итальянского красавца Sierra, ценой аж в 16 миллионов, все подходили посмотреть, затаив дыхание.

Как выяснилось, тяге к покорению неба подвластны не только состоятельные люди, но и представители среднего класса. И некоторых из них не останавливает даже отсутствие денег.

«В каждом регионе найдется минимум два или три деревенских кулибина, собирающих себе летательные аппараты буквально из мусора, – с неподдельным восхищением рассказывает владелец частного самолета Александр Гордеев. – Лет пять назад я был свидетелем, как на авиашоу один такой кулибин пригнал свое творение – самолет, собранный из деталей, найденных на свалке, и с двигателем от газонокосилки. На первый взгляд казалось, что оно даже не взлетит, однако оно поднялось в небо. А каково же было наше удивление, когда его пилот сумел выполнить еще и несколько непростых трюков».

А вот людям, не обладающим золотыми руками, но страстно желающим летать, придется раскошелиться. И это не говоря о покупке самолета. Необходимо пройти обучение, которое обойдется минимум в 280 тысяч, заплатить за обслуживание – час работы самолета стоит от четырех тысяч рублей. Не стоит забывать и о затратах на хранение судна. В гараж его не загонишь, на парковке не оставишь. Приходится авиаторам пользоваться услугами аэроклубов, в распоряжении которых имеются просторные ангары. Не менее затратной является еще одна необходимость – сбор справок на судно.

Выстроенные в ряд, блестящие, великолепные машины всем своим видом показывают: это – дорогие игрушки для состоятельных людей, у них нет ничего общего с «рабочими лошадками», о которых так давно мечтают в России многие. Именно на них возлагают надежду – связать однажды в единое целое тысячи небольших городов по всей стране, наладив регулярное воздушное сообщение. А несколько лет назад в Ростове на полном серьезе обсуждали перспективу открытия авиатакси. Может, просто сами самолеты не готовы к такой эксплуатации?

«Суда готовы к работе в качестве авиатакси, и владельцы занимались бы этим, – уверяет Евгений Кудряшов. – Да только все опять упирается в закон, по которому в нашей стране запрещено брать деньги за перевозку людей самолетами малой авиации. Проблема еще и в том, что подходящих для этой цели самолетов не так уж и много. Для перевозки людей на борту нужно иметь не менее четырех посадочных мест для пассажиров. И цена такого судна составит не менее десяти миллионов рублей».

Но все же создание авиатакси в Ростовской области сегодня реально.

«Достаточно создать авиакомпанию, вроде «Аэрофлота» или «Донавиа». А это генеральный директор, семь заместителей, восемь отделов, бесконечные справки и сертификаты на оборудование, на которые уходят миллионы рублей. Для крупных авиакомпаний это небольшие деньги, а для нас – немыслимые затраты. Создание и содержание коммерческой авиакомпании для малой авиации – это утопия», – отмечает исполнительный директор «Аэроклуба «Доступное небо» Ришат Гареев.

Положение малой авиации сегодня в Ростовской области, как и во всей России, без преувеличения можно назвать зачаточным, отмечают многие пилоты.

«В нашей стране малая авиация сейчас только-только начинает выползать из-под законодательного давления, которому она подвергалась все предыдущее время, – подчеркивает директор САНО «Армавирский аэроклуб» Евгений Кудряшов. – В настоящее время она переходит от партизанских методов существования к правовым. Важно, что малая авиация может развиваться и ей в этом не нужно даже помогать. Главное – не мешать».

Фото: Юрий ЛЯШКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем