Город «Победная» амнистия: кому на Дону волю видать

«Победная» амнистия: кому на Дону волю видать

Приговора по громкому делу о медведе, который откусил руку девочке, не будет. Как стало известно, суд прекратил дело владельца базы отдыха, на которой произошло ЧП. Житель Усть-Донецкого района попал под амнистию. Кому еще из фигурантов громких дел в Ростове и области «светит» воля, выяснял 161.ru.

Постановление «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» Госдума РФ приняла 24 апреля. В перечне осужденных, которые подпадают под широкую амнистию, десять пунктов. Всех – от беременных женщин, пенсионеров и инвалидов до экс-военных и полицейских – объединяет две вещи: судимость должна быть первой, а преступления – небольшой и средней тяжести. Есть и довольно объемный пункт, объединяющий статьи, по которым путь на волю закрыт.

В канун майских праздников стало известно о первом «счастливчике». Под амнистию попал экс-сотрудник донского главка МВД полковник Андрей Лобинцев, который был задержан в Московской области и этапирован в Ростов-на-Дону в конце декабря 2014 года. Лобинцев был фигурантом так называемого «дела Моргачева». Ему предъявили обвинение по трем статьям УК РФ – это незаконная прослушка, нарушение неприкосновенности частной жизни и злоупотребление должностными полномочиями. Однако от уголовного разбирательства Лобинцева «спасли» участие в боевых действиях на Северном Кавказе и государственные награды.

А накануне вечером стало известно о прекращении еще одного громкого уголовного дела. 24 июня прошлого года в Усть-Донецком районе Ростовской области на территории базы отдыха «Орлиный приют» сидевший в клетке медведь откусил кисть руки пятилетней девочке. Как выяснилось, в сетке была дыра, которой захотел воспользоваться ребенок. Владелец базы после инцидента возложил вину за трагедию на родителей девочки – именно они, по мнению хозяина медведя, не усмотрели за ребенком. Тем не менее, в отношении Евгения Мишуры было возбуждено уголовное дело о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ч. 1 ст. 118 УК РФ). Статья оказалась в «белом списке», а поскольку преступление квалифицировалось как неумышленное, к подсудимому применили акт амнистии. Впрочем, фигурантам ряда других громких дел удача может и не улыбнуться. Начнем с уже осужденных.

Дело Толмачева

В конце октября 2014 года ростовского издателя и журналиста Александра Толмачева приговорили к девяти годам лишения свободы в колонии строгого режима по обвинении в серии эпизодов вымогательства. По материалам дела, обладатель премии Артема Боровика (ее еще называют «Премией совести») вымогал деньги у бизнесменов, грозясь опубликовать в своих изданиях компромат. Сам журналист и ряд правозащитников назвали дело сфабрикованным – местью высокопоставленных героев статей за обнародованную информацию об их не слишком честных делах. Правозащитные организации считают Толмачева узником совести.

Впрочем, гуманизма для пожилого ростовчанина, состояние здоровья которого за решеткой значительно ухудшилось, у российских государственных деятелей не нашлось. Третья часть статьи 163 УК РФ также по постановлению об амнистии является «крестом» на свободе.

Любопытно, что в одном из проектов амнистии присутствовал целый пункт подлежащих освобождению – «журналисты, обвиняемые по статье 163 Уголовного кодекса Российской Федерации». Такую версию предложил депутат Госдумы РФ Владимир Бессонов, речь о котором пойдет ниже. Однако этот пункт при редакции выкинули – как и многодетных отцов и матерей, которых также предлагал освободить донской коммунист.

Дело Резника

В январе 2015 года суд в Ростове признал известного блогера и журналиста виновным по делу из четырех эпизодов, среди которых были заведомо ложное сообщение о совершенном преступлении и оскорбление должностных лиц (три эпизода). Ленинский суд приговорил Резника к трем годам лишения свободы. В этот срок вошло наказание, которое журналист уже отбывает с ноября 2013 года. Тогда по статьям «Коммерческий подкуп», «Оскорбление представителя власти» и «Заведомо ложный донос» Резник получил полтора года колонии общего режима.

И один, и второй приговор шокировали как российское журналистское сообщество, так и известные правозащитные организации. Комитет защиты журналистов (Committee to Protect Journalists) назвал первый приговор «постыдным напоминанием о том, что критика со стороны журналистов не приветствуется в России, несмотря на неоднократные уверения в обратном». Поддержал Резника и Союз журналистов России. Тем не менее, ни митинги, ни широкий общественный резонанс ничего не изменили. Не «светит», как выяснилось, Сергею Резнику и амнистия.

«Аккуратнейшим образом думаки постарались, чтобы раньше срока не вышел ни один политический заключенный. Сергей Резник, ростовский журналист-политзаключённый, тоже не выйдет», – так прокомментировал ситуацию другой известный ростовский блогер Артур Рудаков.

Дело «пьяного "Тигра"»

Пятого февраля Ростовский-на-Дону гарнизонный суд вынес приговор по делу о пьяном вояже на «Тигре». Напомним, в аккурат в День города, 21 сентября 2014 года, ранним утром четверо пьяных военнослужащих 10-й отдельной бригады спецназ ГРУ (Краснодарский край) и двое гражданских лиц на бронеавтомобиле «Тигр» решили погулять в Ростове. Итогом стала серия ДТП, в одном из которых погибли два человека.

Отвечать за «покатушки» пришлось водителю. 23-летний контрактник Александр Кондратьев получил пять лет колонии-поселения в рамках дела по статьям УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» и «Заведомое оставление лица в опасном положении». Кроме того, Минобороны обязали оплатить моральный ущерб семьям погибших – по миллиону рублей на семью.

У Александра Кондратьева есть боевые награды. Однако пункт статьи 264 УК РФ, по которому обвинялся контрактник, входит в перечень, на который действие постановления об амнистии не распространяется.

Дело Моргачева

Нападение на начальника УГИБДД ГУ МВД РФ по Ростовской области 25 марта 2014 года и сегодня входит в число обсуждаемых в СМИ и соцсетях тем. Сергея Моргачева жестоко избили в подъезде его собственного дома, когда главный госавтоинспектор Дона шел на работу. Несмотря на тяжелейшие травмы, он сумел вернуться к службе уже через несколько месяцев и принять участие в судебном процессе против напавших на него.

Организаторами нападения были признаны заместитель Моргачева Александр Оцимик и Артур Шахбазян, позже на них возбудили и уголовные дела коррупционной направленности.

Посредником между заказчиками и исполнителями выступил Тимур Абдулаев. Он на своем автомобиле привез напавших в Ростове, забрал их потом с места преступления и уничтожил улики. В июле 2014 года Абдулаев получил 4,5 года колонии строгого режима. А 1 августа вынесен приговор одному из исполнителей – Курбану Изудинову. Суд назначил ему семь лет в колонии строгого режима по статье 111 части третьей УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью» и выплату миллиона рублей за причиненный моральный вред Сергею Моргачеву (деньги Моргачев обещал передать в ростовский детский дом №4).

Еще двое астраханцев, а также предполагаемые организаторы нападения, не осуждены, ожидается, что дело Оцимика передадут в суд в середине мая. Однако освобождение никому из подельников, судя по всему, также не грозит. Ведь статья 111 УК РФ, которая всем фигурантам вменяется, входит в «запретную» часть постановления об амнистии.

Дело Бессонова

19 мая суд Кировского района Ростова-на-Дону в пятый раз попытается начать рассмотрение уголовного дела в отношении донского коммуниста, депутата Госдумы РФ Владимира Бессонова.

Он обвиняется в двух эпизодах применения насилия к полицейским – это статья 318 УК РФ. Инцидент произошел 2 декабря 2011 года. По материалам дела, тогда еще лидер фракции КПРФ в Заксобрании Ростовской области Владимир Бессонов организовал несанкционированный митинг в центре Ростова. А когда полиция попыталась остановить мероприятие и отключить звукоусиливающую аппаратуру, Бессонов грудью встал на ее защиту: он повредил полицейским форменную одежду и нанес травмы.

Сам Владимир Бессонов считает дело сфальсифицированным, а суд – местью полиции и власти за свои неоднократные заявления по поводу коррупции в донском главке.

«Очевиден рост протестных настроений в общественности в связи с принимаемыми решениями, кризисом и санкциями, долларом и ценой на нефть. В этих условиях растет авторитет коммунистической партии. Те люди, которые могут выйти на улицу, заявить правду – они неугодны. Наверное, это (возбуждение дела – Прим. редакции) – высокая оценка оппонентами моей скромной персоны», – заявил депутат в феврале.

Предстать перед судом у Владимира Бессонова за почти два месяца так и не получилось. В начале марта он слег с гипертоническим кризом, и начало процесса переносилось несколько раз.

То, что Владимиру Бессонову придется все же заслушать приговор, постановление об амнистии трактует однозначно. Статья 318 УК РФ не дает право освобождения или же прекращения уголовного преследования.

Дело Будаева

Открытым остается вопрос амнистии в отношении экс-сотрудника правительства Ростовской области и экс-судьи Валерия Будаева. Его подозревают в пьяном ДТП в центре Ростова-на-Дону. 27 сентября 2014 года кроссовер Toyota Highlander пытался задним ходом выехать с парковки в переулке Крепостном в районе пересечения с улицей Максима Горького. Однако кроссовер, которым управлял Будаев, врезался в машины и мини-рынок. Ранения получили профессор ЮФУ Владислав Смирнов с супругой – они были в одном из павильонов. 74-летний ученый, по заключению экспертизы, умер от острой сердечно-сосудистой недостаточности в больнице.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ дала «добро» на уголовное преследование отставного судьи Будаева – без разрешения этого нельзя было делать из-за особого статуса автомобилиста. При этом экспертиза, проведенная по инициативе защиты Будаева, не усмотрела прямой связи между ДТП и гибелью профессора. В итоге речь шла о возбуждении уголовного дела по второй части статьи 264 УК РФ «Управление транспортным средством в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью».

Этот пункт статьи дает право на прекращение уголовного преследования – амнистия невозможна только для пунктов 3-5. Однако, как известно 161.ru, сейчас материалы доследственной проверки еще находятся в СКР, и по какому пункту будет возбуждено уголовное дело, неизвестно.

«В любом случае уголовное дело в отношении Будаева будет возбуждено, назначена повторная экспертиза по смерти профессора Смирнова, и уже тогда по результатам расследования можно будет говорить об окончательной квалификации дела», – пояснили в СУ СК России по Ростовской области.

В Ростовской области под амнистию попадают порядка 2000 осужденных условно граждан и порядка 500 человек, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Полный текст постановления об амнистии доступен на сайте «Российской газеты».

Фото: Фото из архива 161.ru и из открытых источников
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем