Город Приговор «крымскому террористу» вынесли в Ростове

Приговор «крымскому террористу» вынесли в Ростове

Гражданин Украины, уроженец Крыма Алексей Чирний признан виновным в двух терактах и попытке совершить третий. Северо-Кавказский окружной военный суд (СКОВС) в Ростове учел раскаяние и помощь следствию и приговорил его к семи годам колонии строгого режима – это почти вдвое меньше, чем просил гособвинитель. При этом защитник Чирния в ходе процесса заявил о самооговоре подсудимого и применявшихся к нему пытках.

Алексея Чирния задержали в Симферополе 9 мая 2014 года. С собой у коренного крымчанина были муляжи элементов взрывного устройства – вообще-то он заказывал у некоего «изготовителя» настоящие части, но закладка «товара» в тайник, по материалам дела, уже была частью операции. Вскоре силовики России заявили о ликвидации террористического сообщества – на основании данных, которые предоставил сразу согласившийся сотрудничать Чирний, задержали еще троих человек, а в одной из квартир нашли оружие и боеприпасы. Как сообщили тогда правоохранители, «подполье» являлось структурным подразделением «Правого сектора», четверо задержанных совершили уже два теракта – поджог офисов «Русской общины Крыма» и «Партии регионов» (в деле фигурирует уже «Единая Россия», смена произошла стремительно). А задержали сообщников при подготовке к подрыву памятника Ленину в Симферополе – теракт, по данным дела, планировался на День Победы.

Дело Чирния из-за его активного сотрудничества со следствием подлежало рассмотрению в особом порядке. Никаких сюрпризов в зале суда не ожидалось, однако гром среди ясного неба грянул, когда председательствующий предложил сторонам заявить ходатайства, если таковые имеются.

«Впервые в своей практике я сталкиваюсь с самооговором», – заявил адвокат подсудимого Илья Новиков.

Известный российский юрист подключился к делу по просьбе друзей Чирния 2 апреля этого года, 7 апреля он посетил распорядительное заседание суда, прошедшее без неожиданностей. Но уже 10 апреля, признается Новиков, он получил ответ на адвокатский запрос от Консульства Украины в Москве. Дипломаты, ссылаясь на общение с Чирнием, сообщили, что он подвергался давлению и истязаниям во время следствия.

Признаки самооговора адвокат при этом увидел не в признательных показаниях Чирния и его сделке со следствием. Вопросы вызвала оценка следствием мотивов. Действия «крымских террористов», заявил Илья Новиков, никак не тянут на терроризм. Статья 205 УК РФ, по его словам, определяет цель террористов как дестабилизацию работы органов власти и желание запугать людей.

«Оба случая происходили ночью, когда никого в помещениях не было. В первом случае двери офиса облили горючим и был поджог, ничего, кроме двери, огонь не затронул. Во втором случае, с офисом ЕР, было разбито окно и разлито горючее, но это сделано так неловко, что ничего не загорелось. Приготовление же к подрыву памятника Ленина несет отпечаток дилетантизма, невероятный для террористического сообщества», – отметил Новиков. В качестве примера он привел подрыв памятника Ленину в Санкт-Петербурге – тогда это расценили как умышленное уничтожение имущества. Мотивацию Чирния он предложил расценивать как попытку протестных действий.

«Подлинные мотивы – это демонстрация не силы, а факта того, что в Крыму есть люди, не согласные с этими событиями (присоединение Крыма)», – резюмировал адвокат.

По словам Новикова, следствие сделало все, чтобы действия четверых крымчан были расценены именно как терроризм, другие версии попросту отметались. Он ходатайствовал о возвращении дела прокуратуре и приобщению к материалам письма о пытках от дипломатов.

Неожиданное для большинства присутствующих в зале суда ходатайство повлекло не менее непредсказуемые последствия. В ответ на вопросы председательствующего назначенный защитник Чирния Тамази Нодия заявил, что не поддерживает это ходатайство. Взявший тайм-аут для обсуждения позиции подсудимый также заявил, что ходатайство не поддерживает. И здесь в процесс вмешалось гособвинение: по нормам российского права, которые прозвучали в суде, позиция адвоката должна совпадать с позицией подзащитного.

«Я ходатайствую об отстранении данного адвоката от участия в судебном заседании, иначе будет нарушено право подсудимого на защиту», – заявил гособвинитель Олег Ткаченко.

Несмотря на то что подсудимый и назначенный защитник были против такого оборота дел, суд ходатайство обвинения поддержал. Позже Илья Новиков сказал, что в беседе с Чирнием они рассматривали такой вариант, поэтому решение суда не было для них неожиданностью.

«Он сказал, что не хочет, чтобы я уходил из дела, но более важным для себя посчитал сохранение соглашения со следствием», – отметил адвокат, добавив, что будет обжаловать решение суда по ходатайству.

После того как Илья Новиков покинул место у подсудимого и переместился к «зрителям», суд дал слово гособвинению. Олег Ткаченко, напомнив о преступлениях, в которых обвиняется Чирний, попросил для него 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима. На столько потянули минимальные – как того требуют условия особого порядка рассмотрения дела – санкции пяти пунктов, по которым обвиняется гражданин Украины.

После перерыва, взятого на общение с подзащитным, адвокат Чирния Тамази Нодия озвучил точку зрения на наказание стороны защиты. Он сказал, что в деле нет отягчающих обстоятельств, но зато имеется веское смягчающее – именно благодаря показаниям подсудимого «террористическое сообщество» было уничтожено.

«Не могу согласиться с гособвинением по поводу 12 лет. Полагаю, что суд назначит наказание, основанное на букве закона, учитывающее все смягчающие обстоятельства», – заявил в ходе прений Нодия.

Алексей Чирний – он весь процесс производил впечатление человека, который хочет, чтобы все побыстрее закончилось, отказываясь от предложений отложить суд для поисков нового защитника либо для ознакомления с материалами дела общественного адвоката – в ответной реплике в прениях был краток. Он заявил, что пытался выйти из организации и всячески препятствовал ее деятельности. Менее минуты заняло и последнее слово подсудимого.

«В первую очередь хочу сказать, что в моей мотивации не было терроризма, это был протест. Я выступал противником таких методов, но испытывал давление и был вынужден участвовать, отчасти из-за своих национальных симпатий. Я искренне сожалею, что участвовал во всем этом», – сказал Чирний.

Оглашение приговора также не отняло много времени. Суд признал крымчанина виновным по всем пунктам обвинения – участие в террористическом сообществе, два теракта, приготовление к еще одному, попытка приобрести взрывное устройство. Путем частичного сложения наказаний срок получился почти в два раза меньше, чем того требовало гособвинение – семь лет в колонии строгого режима. По факту – чуть более шести, ведь срок наказания будет исчисляться с 9 мая 2014 года, дня взятия под стражу.

Как отметил Илья Новиков, именно на такой срок надеялся сам Чирний. Тем не менее, продолжил адвокат, защита может обжаловать судебное решение, ссылаясь на чрезмерно жесткое наказание. Олег Ткаченко сказал 161.ru, что гособвинение примет решение об обжаловании только после того, как изучит полный текст приговора, с обоснованием всех назначенных по пяти пунктам обвинения сроков.

Алексей Чирний – гражданин Украины, уроженец Крыма. После вхождения республики в состав РФ от получения российского гражданства отказался, сохранив украинское. Родился в 1981 году. Имеет высшее образование (историк), холост, на момент задержания был безработным.

Фото: Фото автора и из архива редакции
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем