Город опрос «Если человек в коляске, значит — попрошайка»: ростовчане с инвалидностью о жизни в большом городе

«Если человек в коляске, значит — попрошайка»: ростовчане с инвалидностью о жизни в большом городе

Рассказывают люди с ограниченными возможностями движения, зрения и слуха

Люди с инвалидностью рассуждают, как можно изменить городское пространство

161.RU спросил у жителей Ростова с ограниченными возможностями, насколько им удобно передвигаться по городу и чего им для не хватает для комфорта на улицах и в помещениях.

Николай Маслов (третий слева в первом ряду) в библиотеке для незрячих

Николай Маслов, председатель местной организации Всероссийского общества слепых:


— Сложно перемещаться в центре Ростова: виной — несанкционированная торговля вдоль Центрального рынка и у остановок — люди везде сидят и нужно между ними как-то пробираться. Инвалиды часто жалуются на эту проблему, мы обращаемся в полицию, торговцев вроде бы разгоняют, но буквально через 20 минут все возвращаются и работают как ни в чем не бывало. Такая непроходящая городская беда.

Сейчас освоили конвертер, который обычный текст переводит в систему Брайля, а потом с помощью специального напыления переносят его на бумагу. Ко мне обращаются периодически за помощью, я указывал не раз на нарушения: бывает, расстояние между точками не соблюдают. Такой текст невозможно прочитать. Я говорю, как должно быть, и они перевыпускают. В последний раз обращались за помощью из рекламного агентства. Надписи по Брайлю очень редко встречаются на коробках с лекарствами в аптеке. Удивляюсь даже, когда такие нахожу. Чаще всего словенские препараты промаркированы специально для незрячих.

В одиночку я на массовые мероприятия не хожу — только на работу. Раньше ходили на набережную всей семьей. Выйти в город на прогулку без сопровождения я не решусь. Мне будет не совсем комфортно. Учреждения культуры, торговые центры нам, слепым, не доступны вообще, к сожалению. До любого ТЦ я доеду, а уже внутри — потеряюсь. Иногда эксперименты провожу, оценивая уровень культуры людей. Зашел в незнакомый магазин с тростью, а ко мне никто не подходит. Я зову: «Девушки! Помогите, пожалуйста!», а на меня не обращают внимания. После пятого-шестого обращения наконец подошли. Докричался, что называется. Наверное, так будет в большинстве магазинов — зайду, а до меня никому не будет дела.

И всё же при всех недостатках (конечно, они есть) не могу сказать, что город для меня неудобный. Мне нравятся ростовчане. Я не коренной житель, приехал в 1982 году. Столкнулся в первый раз с местными на вокзале — они очень душевные были. И до сих пор я радуюсь, что здесь задержался. Я слышу мнения о Ростове: в основном знакомые говорят, что город очень яркий. Ростов представляю себе очень солнечным, все улыбаются, счастливые и красивые.

Яна говорит, что горожане всегда готовы ей помочь

Яна Серенко, активист организации инвалидов-опорников «Икар»:


— Общественным транспортом не пользуюсь — просто потому что нет низкопольных автобусов. Я как-то писала письмо в районную администрацию: мне ответили, что обновленный транспорт в наш район — Суворовский — ходит. Но по факту… Моя мама часто ездит и ни разу такие автобусы не встречала. Проще вызвать такси — и время, и нервы сэкономлю. Был случай, когда водитель автобуса коляску поднимал в салон с таким лицом, будто мы его пытаем. Осадок после этого случая остался.

Знаете, я такой человек: даже если есть высокий бордюр, я не стану делать из этого большую проблему. Просто попрошу кого-то из прохожих мне помочь. Я не зацикливаюсь на негативе, не веду учет проблемных участков, не записываю судорожно в блокнот адреса. (Смеется.) Стараюсь находить выход. Если нет съездов на тротуаре и я никак самостоятельно туда не вскарабкаюсь, часто двигаюсь по проезжей части. Опасно, конечно.

Люблю гулять на Пушкинской, в парке Революции на Театралке. Другой вариант — торговые центры: боулинг, кино, по магазинам. Все матчи «Ростова» посещаю, иногда концерты. Была на выступлении Даны Соколовой на крыше галереи «Астор». Просто идеальное место для колясочников: на шестой этаж поднимаешься в просторном лифте, а наверху, уже у выхода на саму крышу, есть подъем, по которому без проблем можно проехать, никаких ступенек. В театре Горького я довольно часто бываю. Но было бы хорошо, если бы четыре-пять сидений на первом ряду убрали, чтобы мы могли подъезжать. А то нас всегда ставят либо с краю, либо в проходе. Мешаю другим зрителям пройти. Это, естественно, приносит дискомфорт — мне в первую очередь. Постоянно надо отодвигаться, чтобы кого-то пропустить. Да и они, очевидно, не в восторге. Я хочу чувствовать себя обычным человеком, который пришел в театр.

Молодые люди вообще нормально реагируют на инвалидов. А вот старшее поколение, кому за 50, не привыкли к нам. Раньше ведь было намного меньше инвалидов на улицах. Эти люди не агрессивные, но они прямо-таки таращатся и, почти спотыкаясь, оборачиваются вслед с выпученными глазами! Бывают и крайне неприятные для меня ситуации. Глупый стереотип: если человек стоит на коляске, значит попрошайка. Вот буквально на днях ждала подругу на Пушкинской. Женщина подходит со спины, поворачивается ко мне, а в руках деньги. Достаю наушники и спрашиваю: «Что-то не так?» А она объясняет: «Да я тебе хотела денег подать, а потом смотрю — вроде нормально выглядишь». Я не похожа на попрошайку! Я прилично одета, выгляжу чисто и опрятно. Такие нелепые ситуации были не один раз. Стоишь со стаканом кофе в руках, а людям кажется, что это стакан для монет.

Дмитрий Сухоносов на стадионе «Ростов Арена»

Дмитрий Сухоносов, серебряный призер чемпионата мира по регби на колясках, вице-президент физкультурно-спортивного клуба «Прометей»:


— Подъемники в подземных переходах Ростова очень медленные: по 10 минут процесс транспортировки занимает с каждой стороны перехода. В целом — терпимо, но можно над этим работать. Дорожники часто не учитывают возможные проблемы и оставляют высокие бордюры. Ходячий просто перешагнет — даже значения этому не придаст, не заметит. А на коляске эти бордюры ощутимы: если там высота 2–4 сантиметра — еще нормально, а вот если 7–10 сантиметров, можно даже перевернуться.

Для колясочников самые оживленные и, казалось бы, опасные участки в городе хорошо оборудовали. Так что мне не страшно выбираться из дома. По крайней мере, на маршруте, которым я пользуюсь, есть удобные подъемы на тротуар. Правда, есть всё-таки проблемный участок в центре — крутая лестница, которая на набережную ведет. Нам по ней трудно спуститься даже с помощником.

Ростовчане довольно отзывчивые, пытаются помочь. Но тут еще важно не навредить. Мы стараемся сразу обсудить, какая именно помощь нам требуется. Чаще всего нас нужно подстраховать перед бордюрами. Бывает, человек не знает, как с коляской обращаться, и делает только хуже. Сомневаетесь — спросите! В противном случае коляска может перевернуться, потому что вы неаккуратно ее вели. Когда нет пандуса, а только ступеньки, нужно понимать, каким образом лучше поднять коляску. Но главное: люди искренне готовы помогать. Для меня это очень ценно.

Анне Поповой нравится ходить на экскурсии по Ростову

Анна Попова, специалист Ростовского регионального отделения Всероссийского общества глухих:


— Мне не сложно добираться до работы —10 минут пешком. Обхожусь без сопровождения: возможно, слепым нужен человек рядом, чтобы остерегал от падения (если, например, плитку где-то неровно положили и можно споткнуться). А я же всё вижу! Дорога вдоль-поперек изучена, так что проблем никаких нет. Если меня водители на переходе пропускают, я вижу их реакцию: они показывают, мол, проходи.

Новости я читаю в интернете — там удобнее всего. По телевизору смотрю выпуски новостей, если есть сурдоперевод или субтитры. Но есть серьезное неудобство: в телевизионных программах сурдоперевод идет очень быстро, не всегда успеваю понять, о чем идет речь. Да и картинка маленькая (обычно снизу справа на экране) — молодежи, может быть, нормально видно, а вот пенсионерам, людям с плохим зрением разглядеть жесты проблематично.

Было бы хорошо, если бы экскурсий по Ростову для глухих стало больше. Они и сейчас есть, но проходят не так часто, как хотелось бы. Пенсионерам и молодежи можно делать скидки на билеты. Для молодых людей организовывают фестивали и форумы, мы регулярно куда-нибудь ездим. Еще в церковь ходим.

Глухим сложно помогать, и я это прекрасно понимаю. Мало кто может корректно ответить на наши просьбы. Мы пишем на бумаге или набираем сообщение в телефоне. А вот дальше человеку не так-то просто объяснить глухонемому. Разумеется, язык жестов все не смогут выучить — но это и не требуется. Так, в магазинах одежды я печатаю текст с нужным мне размером вещи — продавец-консультант читает его с экрана моего смартфона и приносит ее. Многим элементарно не хватает терпения, другие хотят помочь, но не понимают, как это сделать.

Очень сложно найти работу, если ты не слышишь. Глухие люди обычно заканчивают профессиональные училища. Многие работают в локомотивном депо, на заводе «Ростсельмаш». Тяжело пройти отбор на поваров и пекарей, например: процесс общения непростой, занимает рабочее время. Глухонемые очень грамотные, активные и трудолюбивые. К сожалению, до сих пор далеко не все хотят это понимать.

Марина Гаричян

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем