Город Вадим Варшавский, депутат Госдумы: «Чтобы вы не удивлялись, когда через несколько лет на прилавках появится искусственное мясо»

Вадим Варшавский, депутат Госдумы: «Чтобы вы не удивлялись, когда через несколько лет на прилавках появится искусственное мясо»

Радуйтесь, вегетарианцы всей Земли и защитники прав животных! Стараниями этого человека Ростовская область вполне может оказаться в авангарде регионов России, устремленных навстречу мясному изобилию без постыдного греха умерщвления братьев наших меньших. Да-да, искусственное мясо не за горами. И начаться история этой манны небесной может как раз в наших палестинах. Как, когда и для чего рассказал глава ГК «Эстар», депутат Государственной думы РФ от Ростовской области Вадим Варшавский.

– Итак, несмотря на потрясения, связанные с распространением африканской чумы свиней, вы намерены и дальше развивать свой агропромышленный бизнес в Ростовской области?

– Африканскую чуму занесли к нам с частных подворий – это уже установлено. Мы провели все необходимые мероприятия, очистили площадку. Для того чтобы избежать подобных фактов в дальнейшем, кардинально изменили технологию выращивания свиней. Теперь мы постарались по максимум исключить возможность контакта людей извне. Испания, Португалия – страны с развитым животноводческим комплексом, тоже в свое время столкнулись с проблемой африканской чумы. Эта зараза существует сотни лет. И что? Отказаться от разведения свиней или все-таки научиться работать в новых условиях? Надо заниматься вопросами санитарной гигиены и просвещением населения. Холера тоже вспыхивает каждый год то тут, то там, не закрывать же нам города из-за этого. А вот напоминать людям, чтобы руки мыли перед едой – не повредит.

– АЧС людям не страшна, но предрассудков хватает в любой сфере. Не отказались ли от вашей продукции из-за эпидемии чумы свиней?

– Очередь стоит. Африканская чума человеку не опасна, мы всячески стараемся довести эту информацию до потребителей, в том числе и с помощью СМИ. Кто ел свинину, тот и будет ее есть. Тем более что свинину, в отличие от говядины, баранины, нельзя употреблять без термической обработки.

– Тогда расскажите о планах развития компании.

– В планах группы – построить на территории Хакассии три «стотысячника», такие же, как в Ростовской области. Но это не в ущерб Ростову. Здесь мы также планируем построить два свинокомплекса в Целинском и Миллеровском районах, где уже есть одна из площадок – «Русская свинина – Миллерово». Уже поданы заявки, в том числе и в кредитные организации. Также у нас в планах завод по переработке зерна. Объем переработки пшеницы – в районе 300 тысяч тон зерна в год. Выпуск – лизин, глютен и комбикорма. Подписано соглашение с компанией Evonik и «Роснано», это интересное направление, мы готовы его развивать.

– Что это будет за предприятие?

– Проект в виде документа пока только формируется, потому что еще не выбрана площадка для нового завода. Площадка – это самое важное. Примерно этот проект мы оцениваем в 150-170 млн долларов. Его поддерживает комиссия по модернизации сельского хозяйства Минсельхоза страны, и корпорация Роснано. Evonic Degussa – второй химический концерн в Германии. Мы получили от них предложение поучаствовать в этом проекте. Дело в том, что это современнейший проект в сфере биотехнологий. В России пока ничего подобного нет. Есть производство лизина хлор 10%-ого, но это технология 20 века и достаточно устаревшая.

Чтобы понять, насколько это важный проект, надо уяснить, что такое аминокислоты, и какова их роль в животноводстве сейчас. Это еще надо для того, чтобы вы не удивлялись, когда через несколько лет на прилавках появится искусственное мясо.

– Поясните, пожалуйста.

– Что такое животноводство? Это превращение растительного белка в животный. Скотина есть траву или зерно для того, чтобы в результате мы получили мясо – главный источник животного белка. В результате синтеза, что происходит внутри животного, мы получаем животный белок. А почему бы не исключить из этой цепочки само животное? Любой белок – это лишь набор аминокислот, у животного белка этот набор один, у растительного – другой. Всего существует два десятка аминокислот – лизин, триптофан, филаланин и так далее. Это своеобразные «кирпичики», из которых можно «построить» в том числе и искусственное мясо. Это уже не вопрос науки, это вопрос технологии. Искусственную икру ведь делают? И крабовые палочки. В лабораториях США уже производится искусственное мясо, так что со временем мы неизбежно будем его есть. Конечно, у человека останется выбор – есть такое мясо или натуральное. Это неизбежная вещь. Но после запуска завода по производству аминокислот, следующим шагом вполне может быть начало производственного синтеза животного белка из растительных компонентов.

Именно по этой причине нашим проектом заинтересовалась корпорация Роснано, поскольку предложенная нами технология синтеза происходит как раз на уровне наночастиц, то есть это – биотехнологический проект. Ваш покорный слуга, в свободное от депутатских дел время, вместе с министром сельского хозяйства Ростовской области побывал в Словакии, где налажено опытное производство аминокислот. Посмотрели. По вкусу, кстати, похоже на отруби с дрожжами. Стоит добавить в баночку воды, размешать, перелить в другую баночку, добавить определенный штамм и – можно получать искусственное мясо.

– Но разве на сковородке оно будет таким же вкусным, как кусок свежей вырезки?

– А что есть вкус? Можно добавить какой угодно имитатор вкуса – и пожалуйста. Обычные крабовые палочки – наиболее распространенный вид применения аминокислот. Берут белковую массу, добавляют туда мясо трески или минтая и вкусовые добавки. Можно сделать мясо, идеально имитирующее крабовое – это вопрос цены, но не вопрос технологии.

– Вам долго пришлось искать партнеров для этого проекта?

– Evonik пока еще решение не приняла. Она получила предложение построить завод, в котором она будет иметь минимум 50%. Мы не единственные, кто им это предлагает. Достоверно известно, что похожее предложение Evonik получила из Татарстана. Есть еще два региона, о которых официально не было заявлено, но я знаю, что эти предложения есть. Для Evonic важно принять решение, будет ли такой проект реализован на территории России. Но я хочу сказать: вне зависимости от того, какое решение примет немецкая компания, ЗАО «Русский агропромышленный трест» (входит к ГК «Эстар») все равно будет продолжать этот проект. В мире существует всего три компании, которые занимаются подобного рода технологиями. Как только мы начали разработки в этом направлении, Evonik сама вышла на нас. Мы потратили много времени и денег, исследуя перспективы данной отрасли, и нам теперь понятно, куда надо идти дальше. Я хочу сказать, что в этом проекте есть все – продовольственная безопасность страны, модернизация, инновации, нанотехнологии – все то, о чем мы, политики, так любим с пафосом говорить, а вы – журналисты – любите за нами это повторять.

– В чем его революционность?

– Этот проект на самом деле прорывной, потому что без собственного производства аминокислот мы не сможем обеспечить свое животноводство. Животное, которое получает аминокислоты, меньше съедает зерна, меньше тратит энергии на переработку пищи. Ведь корм они поедают для получения из него аминокислот, а мы упрощаем им задачу и сразу даем аминокислоты. Тем самым мы сокращаем сроки откармливания, тратим меньше корма, улучшаем пищеварение животного.

Когда я начал заниматься индустриальным о животноводством, я задался вопросом: каким образом Бразилия имеет конверсию кормов 2,2-2,5, а в России – 4-4,5. На наших комплексах уже 2,8-3, то есть мы приближаемся к мировым показателям. Но пока мы не начнем производить в России аминокислоты, то мы не сможем обеспечить будущее нашему индустриальному животноводству. А уж если пойдем в ВТО, то с той же Бразилией или с Данией конкурировать нам будет крайне сложно. И не только о свиноводстве речь, птица тоже потребляет много аминокислот, и крупный рогатый скот. Поэтому завод мы этот будем строить и строить будем в Ростовской области. Раскрою секрет: компания презентовала проект губернатору области, он его полностью поддержал. От Роснано также получили самую активную поддержку. Как сказал один из представителей этой госкорпорации: «Если есть «нано», но нет бизнеса – у нас не будет этого проекта, а если бизнес – мы «нано» найдем».

Фото: Фото с сайта Imhonet.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем